18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История панелек: без излишеств, но не без иллюзий

№94
Материал из газеты

Филипп Мойзер всесторонне рассматривает советское типовое жилищное строительство, которое считает едва ли не важнейшим феноменом в мировой архитектуре ХХ века

Книга Филиппа Мойзера «Жилищное строительство в СССР 1955–1985. Архитектура хрущевского и брежневского времени» впервые вышла в Германии в 2015 году. Русское издание, как пишет автор в предисловии к нему, местами было сокращено, дополнено и уточнено. Необходимость изменений возникла из-за того, что на протяжении пяти лет Мойзер выступал с докладами по теме книги и в дискуссиях получал новые знания.

Немец Мойзер — верный поклонник и знаток советской архитектуры. Он написал книги о послевоенном панельном строительстве в СССР, о его особенностях в сейсмически неблагополучном Ташкенте, о Галине Балашовой, работавшей архитектором в космических программах, о типологии советского домостроения (совместно с Дмитрием Задориным). Он работал в библиотеках и архивах, встречался с проектировщиками, собирал документацию и фотографии. Его новая книга, куда частично вошли материалы предыдущих, представляет собой обстоятельное исследование такого скучного, казалось бы, явления, как типовое панельное строительство, превратившее города седьмой части суши в однообразные и унылые.

Однако Мойзера предмет его изучения вдохновляет. Он выделяет в истории советской жилой архитектуры три эпохи: конструктивистскую, когда появились новые, экспериментальные дома; сталинскую, обслуживавшую элиту; хрущевско-брежневскую — «уникальную в истории переориентацию всего строительного дела на промышленные методы производства».

Хотя главная тема книги — третья эпоха, Мойзер довольно подробно останавливается и на первых двух. Кроме того, он описывает европейский опыт решения жилищных проблем в индустриальную эру, рассматривая работы Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Людвига Миса ван дер Роэ и менее именитых зодчих.

Множество страниц в разных главах посвящено описанию политической обстановки в СССР, поскольку строительство было здесь делом государственным и политическим, одним из способов пропаганды советского образа жизни. Речь Никиты Хрущева на Всесоюзном совещании строителей 7 декабря 1954 года, где новый глава государства произнес крылатую фразу «Мы не против красоты, но против излишеств», Мойзер рассматривает не только как «архитектурно-теоретический манифест советской послевоенной современной архитектуры», но и как начало процесса десталинизации. Эта речь «повлияла на архитектуру ХХ века так, как до сих пор удавалось только основоположникам архитектуры модернизма, таким как Вальтер Гропиус с его манифестом Баухауса 1919 года или Ле Корбюзье с его Афинской хартией 1953-го». Вслед за хрущевским манифестом последовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а заодно и опала для допускавших эти излишества архитекторов, лауреатов Сталинских премий. Отныне жилье должно было строиться только по типовым проектам, что потребовало «глобальной трансформации советской промышленной индустрии», создания бесчисленных проектных институтов и домостроительных комбинатов.

Мойзер подробно излагает, как новая жилищная политика воплощалась в жизнь, как появлялись различные серии домов и регламентирующие их документы. Строительные нормы и правила (СНиПы), устанавливающие площадь квартир и высоту потолков, со временем менялись, и все эти изменения подробно отражены в книге. Она и ценна прежде всего массой подробностей, описанием частностей.

Отдельные главы посвящены трем городам: Москве, «где формировались принципы жилищного строительства всего СССР»; Ленинграду, где сохранялся исторический центр и новые районы росли, окружая его; Ташкенту, где после землетрясения 1966 года были реализованы экспериментальные проекты, превратившие узбекскую столицу в «место с самыми красивыми панельными домами в мире». Действительно, фотографии украшенных восточными орнаментами торцов типовых домов Ташкента выделяются в книге, насыщенной иллюстрациями: фотографиями, планами, чертежами и схемами.

«Типология советского жилья до сих пор является одной из лакун истории XX века», — пишет Мойзер в предисловии к книге, которая упомянутую лакуну как раз заполняет. Конечно, труд этот написан для того, чтобы быть включенным в анналы; неспециалисту читать его подряд невозможно, в многочисленных фактах легко утонуть. Но можно обращаться к фундаментальной работе Мойзера за справками, уточнениями и разъяснениями.

К отечественной типовой архитектуре давно изменилось отношение как у историков, пишущих о советском модернизме статьи и книги, так и у горожан. В районах с такой застройкой выросло не одно поколение, жители хрущевских пятиэтажек и брежневских девятиэтажек с нежностью относятся к родному, обжитому месту. И они готовы противостоять напору современных строительных компаний, стремящихся на расчищенном от советского архитектурного наследия месте быстро возвести высотные дома, тоже типовые. Понятно, что строить новое выгоднее, чем реконструировать старое. При подобной коллизии книга Мойзера обретает дополнительную ценность и актуальность. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+