В этом году Cosmoscow, сменившая статус с единственной российской ярмарки современного искусства на главную (появились и новые), пройдет в девятый раз. Буквально за неделю до предполагаемой даты открытия мероприятие оказалось перед угрозой отмены, но в итоге сменило площадку — с Гостиного Двора на московский Манеж, а даты проведения ярмарки в итоге сдвинули еще на неделю. Вместо традиционных вторых выходных сентября Cosmoscow пройдет в третьи — с 18 по 20 сентября. Еще одно новшество — формат covid-free, который предполагает, что ярмарку смогут посетить лишь счастливые обладатели QR-кодов с сайта «Госуслуги», которые могут получить вакцинированные, переболевшие в течение последних шести месяцев и сдавшие ПЦР не позднее чем за 72 часа до даты посещения.
На этот раз в ярмарке участвуют 80 галерей (16 из них — иностранные), а также обширной параллельной программой, которой славится Cosmoscow. Свои экспозиции подготовят победители программ Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. В 2021 году это Ирина Корина («Художник года»), арт-резиденция «Выкса» в Нижегородской области («Институция года») и Мультимедиа Арт Музей, Москва («Музей года»). Кроме того, проекты покажут художники, поддержанные компаниями — партнерами ярмарки. Это победитель конкурса Ruinart Art Patronat Миша Бурый, который представит работы из серии Clot («Сгусток»), выполненной из отходов рекламного производства, и лауреат Audi Born-Digital Award этого года арт-группа «Ворожея» (Анна Афонина, Валерия Грай, Настя Короткова и Мария Романова). Наконец, нельзя забывать об образовательной программе ярмарки, серии дискуссий Cosmoscow Talks и детских мероприятиях Cosmoscow Kids.
Что касается коммерческой части ярмарки, то участников стало больше (80 против прошлогодних 62). Будут завсегдатаи Cosmoscow вроде московских галерей «11.12», Галереи Люмьер, Alina Pinsky Gallery, Askeri Gallery, Fragment, Iragui, XL Gallery. Обладатель приза за лучший стенд в 2020 году галерея JART подготовила коллективный «Уроборос», в котором примут участие Игорь Макаревич и Елена Елагина, Павел Пепперштейн, Таня Пёникер и другие — всего 15 художников. Однако многие галереи рискнули и сделали ставку только на одного-двух художников, отдав им стенд целиком. Так, Artwin Gallery покажет проект Евгения Антуфьева и Любови Налогиной.
Петербургские галереи объединили усилия и выступают единым блоком в основной секции на центральной аллее. На стенде С3 общую экспозицию подготовили Anna Nova Gallery, Marina Gisich Gallery, Myth Gallery и Name Gallery. Здесь можно найти в том числе новый проект Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Нарцисс в эпоху фотосинтеза» и работы известного финского мэтра Ярмо Мякиля. Дебютируют на ярмарке, например, ILONA-K art space Илоны Кесаевой (Москва) и новая галерея Pennlab (Москва), которая покажет произведения российских фотографов.
Как и в прошлом году, коллективный стенд Created in Moscow объединит работы, предоставленные двумя десятками столичных галерей. Для них участие в проекте бесплатно, так как пространство субсидировано Агентством креативных индустрий, подведомственным Департаменту предпринимательства и инновационного развития. Если в прошлый раз акцент был сделан на графику, то теперь куратор экспозиции Алексей Масляев (по совместительству бессменный куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow) отобрал произведения, которые можно отнести к малым скульптурным формам.
Из иностранных участников отметим Pearl Lam Galleries из Гонконга, которая привезет работы Чжан Хуаня, знакомого отечественной публике благодаря выставке в Эрмитаже, а также галерею Фолькера Диля (он когда-то был консультантом основательницы Cosmoscow Маргариты Пушкиной при подготовке самой первой ярмарки в 2010 году). Берлинская галерея Diehl показывает Мартина Ассиха, КП Бремер, Ольгу Чернышеву и Амели Эстерхази. Будут также галереи из Грузии, ОАЭ, Франции и других стран.
Пандемия, очевидно, стала главным импульсом к развитию онлайн-форматов ярмарок по всему миру, и Cosmoscow не исключение. Во второй раз ярмарка пройдет и в формате очного мероприятия, и на платформе ТЕО (созданный год назад маркетплейс современного искусства, еще одно детище команды Cosmoscow). Онлайн-версия ярмарки будет более продолжительной. Члены клуба друзей Cosmoscow и прочие ВИП-посетители смогут оценить виртуальные стенды участников в период с 14 по 17 сентября, для прочих онлайн-версия стартует 18-го, а продлится до 26-го.
Но по-настоящему революционным новшеством станет новая система покупки онлайн работ с ярмарки в Гостином Дворе. Можно будет отсканировать QR-код рядом с произведением на стенде галереи, перейти на платформу TEO, узнать о нем больше, а главное — его цену, и далее при желании приобрести прямо в приложении. Партнером виртуальной версии ярмарки стала платежная система Visa. Это обещает наконец разрушить многолетнюю ситуацию с непрозрачностью цен на ярмарках.