У этой выставки длинная, но важная предыстория. В 2009 году венецианская Cтудия Беренго придумала проект Glasstress. Переведем вольно: «Разговаривая на языке стекла». За это время более 300 живописцев, дизайнеров, архитекторов со всего мира при помощи стеклодувов, работающих в знаменитых мастерских на острове Мурано, воплотили свои образы в стекле. Более десяти лет проект является постоянным спутником Венецианской биеннале, а также проводит выставки в разных частях света. Идея проста: с помощью арт-авторитетов убедить широкую публику, что стекло — это не только посуда, люстры и безделушки, которыми наполнены сувенирные магазинчики на том же Мурано, это материал для разговора о более интересных и важных вещах.
В 2015 году в проект серьезно зашел Государственный Эрмитаж. В палаццо Кавалли — Франкетти состоялась выставка Glasstress 2015 Gotika, организованная музеем совместно со Студией Беренго в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале, а куратором выступил Дмитрий Озерков, главный по современному искусству в Эрмитаже. Из Петербурга тогда приехали доспехи, предметы для средневековых богослужений, утварь, выполненные в стиле готики и неоготики. С ними в диалог вступили стеклянные объекты, придуманные Ильей и Эмилией Кабаковыми («Арка жизни»), Джеком и Диносом Чепменами («То же самое, но в стекле»), Хансом Оп де Беком («Замороженный натюрморт Vanitas»). Тогда всем запомнился «Стеклянный Большой Брат» китайца Сун Дуна в виде громадной венецианской люстры, из которой торчат во все стороны камеры наблюдения.
Пришла пора масштабно показать проект в России, заняв под него десяток залов Главного штаба и представив 51 художника. «Глобально нам было интересно показать сам проект Glasstress эрмитажному зрителю, который привык воспринимать стекло, скорее, лишь как наследие декоративно-прикладного искусства, — говорит сокуратор выставки Елисей Захаренков. — Так родилась концепция нового открытия стекла как „окна в Европу“, но, учитывая, что проект Glasstress объединяет в себе художников со всего света, получилось уже „окно в мир“, в будущее, которое наступает для стекла в мастерских на острове Мурано, взгляд на то, как традиционные технологии создают новое искусство».
Работа классика концептуализма Джозефа Кошута «Любой двухметровый квадратный лист стекла, опирающийся на любую стену» придумана еще в 1965 году, здесь — версия 2009 года. Еще из классиков-классиков показаны «Сжатие» Сезара и «Вечный эмигрант» Ильи и Эмилии Кабаковых. Новыми работами представлен Тони Крэгг. В своем репертуаре Ян Фабр — «Испражняющиеся голуби мира и летающие крысы».
Из «Готики» переехали поедаемые червями разноцветные черепа Чепменов и люстра Сун Дуна. На сей раз ироничен Жауме Пленса. Его «Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле» представляет триптих из трех девушек, последовательно закрывающих глаза, уши и рот. Две стеклянные руки в объекте Моники Бонвичини «В моих руках» пытаются переломить стеклянный трос. Пока не удается. Так же, как не падает с металлической подставки стеклянный куб в работе Джимми Дарема «А если небу суждено упасть?». Пока не падает.
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
«Glasstress. Окно в будущее»
До 31 октября