18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Хрупкое и смелое: современные художники выразили себя в муранском стекле

№94
Материал из газеты

Glasstress отражает многогранность современного художественного мышления, объединенного стеклом

У этой выставки длинная, но важная предыстория. В 2009 году венецианская Cтудия Беренго придумала проект Glasstress. Переведем вольно: «Разговаривая на языке стекла». За это время более 300 живописцев, дизайнеров, архитекторов со всего мира при помощи стеклодувов, работающих в знаменитых мастерских на острове Мурано, воплотили свои образы в стекле. Более десяти лет проект является постоянным спутником Венецианской биеннале, а также проводит выставки в разных частях света. Идея проста: с помощью арт-авторитетов убедить широкую публику, что стекло — это не только посуда, люстры и безделушки, которыми наполнены сувенирные магазинчики на том же Мурано, это материал для разговора о более интересных и важных вещах.

В 2015 году в проект серьезно зашел Государственный Эрмитаж. В палаццо Кавалли — Франкетти состоялась выставка Glasstress 2015 Gotika, организованная музеем совместно со Студией Беренго в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале, а куратором выступил Дмитрий Озерков, главный по современному искусству в Эрмитаже. Из Петербурга тогда приехали доспехи, предметы для средневековых богослужений, утварь, выполненные в стиле готики и неоготики. С ними в диалог вступили стеклянные объекты, придуманные Ильей и Эмилией Кабаковыми («Арка жизни»), Джеком и Диносом Чепменами («То же самое, но в стекле»), Хансом Оп де Беком («Замороженный натюрморт Vanitas»). Тогда всем запомнился «Стеклянный Большой Брат» китайца Сун Дуна в виде громадной венецианской люстры, из которой торчат во все стороны камеры наблюдения.

Пришла пора масштабно показать проект в России, заняв под него десяток залов Главного штаба и представив 51 художника. «Глобально нам было интересно показать сам проект Glasstress эрмитажному зрителю, который привык воспринимать стекло, скорее, лишь как наследие декоративно-прикладного искусства, — говорит сокуратор выставки Елисей Захаренков. — Так родилась концепция нового открытия стекла как „окна в Европу“, но, учитывая, что проект Glasstress объединяет в себе художников со всего света, получилось уже „окно в мир“, в будущее, которое наступает для стекла в мастерских на острове Мурано, взгляд на то, как традиционные технологии создают новое искусство».

Работа классика концептуализма Джозефа Кошута «Любой двухметровый квадратный лист стекла, опирающийся на любую стену» придумана еще в 1965 году, здесь — версия 2009 года. Еще из классиков-классиков показаны «Сжатие» Сезара и «Вечный эмигрант» Ильи и Эмилии Кабаковых. Новыми работами представлен Тони Крэгг. В своем репертуаре Ян Фабр — «Испражняющиеся голуби мира и летающие крысы».

Из «Готики» переехали поедаемые червями разно­цветные черепа Чепменов и люстра Сун Дуна. На сей раз ироничен Жауме Пленса. Его «Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле» представляет триптих из трех девушек, последовательно закрывающих глаза, уши и рот. Две стеклянные руки в объекте Моники Бонвичини «В моих руках» пытаются переломить стеклянный трос. Пока не удается. Так же, как не падает с металлической подставки стеклянный куб в работе Джимми Дарема «А если небу суждено упасть?». Пока не падает. 

Государственный Эрмитаж, Главный штаб
«Glasstress. Окно в будущее»
До 31 октября

Материалы по теме:
Русские проекты в Венеции
Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+