18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей архитектуры приглашает в реставрационные мастерские

№94
Материал из газеты

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева проводит выставку, посвященную профессии реставратора и истории своих реставрационных мастерских

Мастерские при Музее архитектуры им. А.В.Щусева работают уже 75 лет, и весь этот период прослежен в нынешней экспозиции. «Выставка насыщена дополнительной информацией, пояснениями и комментариями, — говорит Мария Костюк, сокуратор проекта. — Зритель сможет выбирать: ограничиться просмотром изображения экспоната до реставрации или прочитать комментарии по истории предмета и методиках работы с ним». Второй куратор, Наталья Шашкова, добавляет: «Эта выставка — личное высказывание сотрудников музея. Мы дали возможность коллегам — хранителям и реставраторам — не только поучаствовать в отборе материала, но и рассказать об экспонатах, которые им наиболее интересны с профессиональной точки зрения». Скрупулезная работа с музейными архивами позволила реконструировать историю мастерских. Например, будут представлены уникальные кадры фотохроники, запечатлевшие реставрацию модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова в 1930-е годы. Многие сложные для показа экспонаты демонстрируются публике впервые.

Сейчас в музее две команды реставраторов: четверо работают с графикой, редкой книгой и фотоматериалами и еще шесть человек заняты в отделе трехмерных объектов.

За год через их руки проходит около 200 произведений. У каждого специалиста собственное направление, это вызвано разнообразием структуры фондов архитектурного музея. Помимо графики и декоративно-прикладного искусства (мебель, предметы из керамики и металла), музей хранит макеты и модели, образцы стройматериалов (изразцы, кирпич, гипсовые панно), книги и фотоматериалы. И к каждому нужен свой подход.

Проектные материалы архитекторов впечатляют не только художественными достоинствами, но и масштабом. Архитектурные рисунки и проекты бывают громадного размера. Например, проект Дворца Советов Бориса Иофана имеет размер 213 на 266 см, а в руки реставраторов он попал в виде скрученных в рулон фрагментов. Более 3 м в длину проект императорской резиденции в Царицыне, исполненный Василием Баженовым на семи листах и склеенный воедино. Работа с крупноформатной графикой — всегда настоящий вызов для специалистов.

Впечатляющий пример воссоздания произведения буквально из руин — графический проект павильона станции метро «Дворец Советов» («Кропоткинская») 1934 года. Калька с рисунком была наклеена мучным клеем на фанеру, которая со временем деформировалась, потрескалась и порвала тонкую бумагу. Кусочки кальки пришлось аккуратно отделить от основы, потом заново соединить их и зафиксировать на подложке из эстампной бумаги.

В практике архитектурного проектирования прежних эпох широко использовались модели, особенно если речь шла о крупных городских и дворцовых сооружениях. Во времена, когда не существовало технологий 3D-моделирования, таким способом создавался зримый образ будущего строения для презентации заказчику. «В нашем музее много проектных моделей, изготовленных в мастерских архитекторов до реализации проекта, — говорит Мария Костюк. — Это очень ценный материал с точки зрения истории архитектуры. Проектные модели XVIII столетия очень большие, они хранятся в разобранном виде. Для выставки мы собрали отреставрированную семь лет назад авторскую модель Казанского собора, выполненную в мастерской Андрея Воронихина; молодые сотрудники музея никогда не видели ее целиком». Модели советской эпохи представляют для реставраторов сложность иного рода: выполненные из пластика и проволоки, они расклеиваются по швам и могут расколоться на фрагменты. Примером работы с такими повреждениями служит модель павильона «Радиоэлектроника» 1959 года с ВДНХ в Москве.

Объемные воспроизведения памятников архитектуры, созданные после их постройки, называются макетами. Например, уменьшенная копия храма Посейдона в Пестуме, изготовленная из коры пробкового дуба. Этот предмет, хранящийся сейчас в музее, был приобретен по заказу Екатерины II для ее внука, будущего императора Александра I и служил одновременно игрушкой и дидактическим материалом. Автором его, вероятнее всего, является итальянец Антонио Кики — самый яркий и известный среди мастеров, выполнявших такие изделия. Предмет был в удручающем состоянии — со сколами и утратами, но недавняя реставрация вернула ему экспозиционный вид.

Фонд фотоматериалов составляет более половины собрания музея и хранит изображения памятников архитектуры разных эпох и регионов. Сегодня эта фотоколлекция, одна из крупнейших в стране, насчитывает более 600 тыс. единиц: это фотоотпечатки, негативы, стереопары, диапозитивы. «Реставрация фотоотпечатков на бумажной основе близка по методологии к работе с произведениями графики, нужно только принимать во внимание особенности поведения фотослоя, — рассказывает Наталья Шашкова. — Реставрация негативов иногда похожа на волшебство: путем химической обработки удается восстановить изображение, казалось бы полностью отсутствующее».

В инсталляции, предваряющей выставку, зрители увидят, как выглядят рабочие места реставраторов, познакомятся с материалами и инструментами, которые они используют. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Профессия — реставратор. Мастерские Музея архитектуры им. Щусева»
До 5 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+