Мастерские при Музее архитектуры им. А.В.Щусева работают уже 75 лет, и весь этот период прослежен в нынешней экспозиции. «Выставка насыщена дополнительной информацией, пояснениями и комментариями, — говорит Мария Костюк, сокуратор проекта. — Зритель сможет выбирать: ограничиться просмотром изображения экспоната до реставрации или прочитать комментарии по истории предмета и методиках работы с ним». Второй куратор, Наталья Шашкова, добавляет: «Эта выставка — личное высказывание сотрудников музея. Мы дали возможность коллегам — хранителям и реставраторам — не только поучаствовать в отборе материала, но и рассказать об экспонатах, которые им наиболее интересны с профессиональной точки зрения». Скрупулезная работа с музейными архивами позволила реконструировать историю мастерских. Например, будут представлены уникальные кадры фотохроники, запечатлевшие реставрацию модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова в 1930-е годы. Многие сложные для показа экспонаты демонстрируются публике впервые.
Сейчас в музее две команды реставраторов: четверо работают с графикой, редкой книгой и фотоматериалами и еще шесть человек заняты в отделе трехмерных объектов.
За год через их руки проходит около 200 произведений. У каждого специалиста собственное направление, это вызвано разнообразием структуры фондов архитектурного музея. Помимо графики и декоративно-прикладного искусства (мебель, предметы из керамики и металла), музей хранит макеты и модели, образцы стройматериалов (изразцы, кирпич, гипсовые панно), книги и фотоматериалы. И к каждому нужен свой подход.
Проектные материалы архитекторов впечатляют не только художественными достоинствами, но и масштабом. Архитектурные рисунки и проекты бывают громадного размера. Например, проект Дворца Советов Бориса Иофана имеет размер 213 на 266 см, а в руки реставраторов он попал в виде скрученных в рулон фрагментов. Более 3 м в длину проект императорской резиденции в Царицыне, исполненный Василием Баженовым на семи листах и склеенный воедино. Работа с крупноформатной графикой — всегда настоящий вызов для специалистов.
Впечатляющий пример воссоздания произведения буквально из руин — графический проект павильона станции метро «Дворец Советов» («Кропоткинская») 1934 года. Калька с рисунком была наклеена мучным клеем на фанеру, которая со временем деформировалась, потрескалась и порвала тонкую бумагу. Кусочки кальки пришлось аккуратно отделить от основы, потом заново соединить их и зафиксировать на подложке из эстампной бумаги.
В практике архитектурного проектирования прежних эпох широко использовались модели, особенно если речь шла о крупных городских и дворцовых сооружениях. Во времена, когда не существовало технологий 3D-моделирования, таким способом создавался зримый образ будущего строения для презентации заказчику. «В нашем музее много проектных моделей, изготовленных в мастерских архитекторов до реализации проекта, — говорит Мария Костюк. — Это очень ценный материал с точки зрения истории архитектуры. Проектные модели XVIII столетия очень большие, они хранятся в разобранном виде. Для выставки мы собрали отреставрированную семь лет назад авторскую модель Казанского собора, выполненную в мастерской Андрея Воронихина; молодые сотрудники музея никогда не видели ее целиком». Модели советской эпохи представляют для реставраторов сложность иного рода: выполненные из пластика и проволоки, они расклеиваются по швам и могут расколоться на фрагменты. Примером работы с такими повреждениями служит модель павильона «Радиоэлектроника» 1959 года с ВДНХ в Москве.
Объемные воспроизведения памятников архитектуры, созданные после их постройки, называются макетами. Например, уменьшенная копия храма Посейдона в Пестуме, изготовленная из коры пробкового дуба. Этот предмет, хранящийся сейчас в музее, был приобретен по заказу Екатерины II для ее внука, будущего императора Александра I и служил одновременно игрушкой и дидактическим материалом. Автором его, вероятнее всего, является итальянец Антонио Кики — самый яркий и известный среди мастеров, выполнявших такие изделия. Предмет был в удручающем состоянии — со сколами и утратами, но недавняя реставрация вернула ему экспозиционный вид.
Фонд фотоматериалов составляет более половины собрания музея и хранит изображения памятников архитектуры разных эпох и регионов. Сегодня эта фотоколлекция, одна из крупнейших в стране, насчитывает более 600 тыс. единиц: это фотоотпечатки, негативы, стереопары, диапозитивы. «Реставрация фотоотпечатков на бумажной основе близка по методологии к работе с произведениями графики, нужно только принимать во внимание особенности поведения фотослоя, — рассказывает Наталья Шашкова. — Реставрация негативов иногда похожа на волшебство: путем химической обработки удается восстановить изображение, казалось бы полностью отсутствующее».
В инсталляции, предваряющей выставку, зрители увидят, как выглядят рабочие места реставраторов, познакомятся с материалами и инструментами, которые они используют.
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Профессия — реставратор. Мастерские Музея архитектуры им. Щусева»
До 5 декабря