18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коми-биеннале манит в северные края

В Сыктывкаре открылась I Коми-биеннале. Проект с участием 25 молодых художников «Новое открытие Севера» организован коллекционером и куратором Пьером-Кристианом Броше

Выставка проходит в Национальной галерее Республики Коми, должность президента которой до недавних пор занимал комиссар Коми-биеннале Пьер-Кристиан Броше, и в Центре культурных инициатив «Югор». Интеграция современного искусства в жизнь региона, по мнению Броше, может привести к изменению имиджа Коми — этот промышленный и суровый край должен стать новым культурным центром, а биеннале взрыхлит для этого почву.

Биеннале состоит из основного проекта, в котором участвуют 12 художников, и трех спецпроектов от Maxart Foundation, французского фонда La Méditerranée и фонда «Сфера» (ранее Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина).

Концепция выставки опирается на историю о путешествии Василия Кандинского в эти места в 1889 году, впоследствии оказавшем сильное влияние на его творчество. Природа и культура региона, когда-то вдохновившие пионера абстракционизма, снова влекут художников исследовать Русский Север. Обычаи народов коми и староверов, жизнь и быт кочевников, археологические находки, фольклор, печальные страницы ГУЛАГа и уникальная северная природа задали идейный вектор участникам биеннале, многие из которых провели недели, погружаясь в местную культуру.

Основная программа начинается объектом художника и соучредителя Воронежского центра современного искусства Ивана Горшкова — пестрой надувной скульптурой «Интинский метеорит», установленной у входа в Национальную галерею. А до этого она побывала в национальном парке «Югыд ва», что задокументировано в фотографиях: несуразный и гротескный вид «метеорита» намекает на трудности адаптации к здешней среде.

Биеннале проходит на Русском Севере впервые, и большинство работ созданы специально для Коми. Персонажи местных сказок и легенд легли в основу инсталляции «Как умирают океаны и рождаются горы» уральской художницы Алисы Горшениной, известной своими скульптурами, куклами и масками из текстиля. Для биеннале Горшенина сделала серию графики и гипсовых слепков, в которых запечатлела себя в виде древних существ: морской звезды, утки-прародительницы, стрекозы, полуптицы-полуженщины. По легендам, они когда-то населяли просторы Уральского океана, занимавшего территорию нынешнего Урала, Республики Коми и Башкирии. «Меня поразило, что место, в котором я живу, раньше было островом, похожим на Баунти, и то, как поменялся климат», — поделилась впечатлениями художница. В другой видеоработе она гуляет по национальному парку «Югыд ва» в образе чуди — древнего народа, который когда-то жил на земле Коми. В зале вместе с инсталляцией Горшениной выставлены также работы Устины Яковлевой, которая часто обращается к традиционной культуре Русского Севера. В экспозиции представлены ее фотографии на бумаге и с ручной вышивкой, снятые художницей во время поездок по Северу, а также текстиль. Устина Яковлева работала над произведениями вместе с мамой и прабабушкой, которые живут в Усть-Цилемском районе. Для художницы опыт совместной работы с близкими родственниками стал символическим жестом сопричастности к истории поколений. Помимо местных текстильных промыслов, художники обращаются к традиционному занятию коренных народов — охоте. Например, Андрей Блохин и Георгий Кузнецов из Recycle Group, чья большая выставка проходит сейчас в петербургском Манеже, трансформировали в цифровой вид промысловый календарь охотников-коми.

Один из залов Национальной галереи занят инсталляцией Игоря Самолета (он сам с Севера) «Не все тени отброшены предметами». Художник придумал материализовать скриншот и перенести его из цифрового пространства в физическое. Пространство инсталляции образует цифровой дневник (из увеличенных скриншотов на пенопласте), снятый художником в Воркуте и Инте. Стена из скриншотов перекрывает вид на запасник галереи — с таящимся в глубине бюстом вождя народов и складированными соцреалистическими картинами. На смену живописи пришли новые цифровые медиумы, которые теперь определяют современное искусство и меняют наше восприятие и память, что отражает работа Игоря Самолета. Художник рассказал, что его инсталляция — это напоминание о северном ГУЛАГе, куда ссылали в основном политзаключенных. Работа Игоря Самолета перекликается с видеоинсталляцией Ганны Зубковой «Ложное солнце*. Фрагмент 12.07.2021», известной исследовательским подходом к искусству. Она, как и Самолет, во время сбора материала для проекта побывала в Воркуте, но только художница погрузилась в историю города не через личное переживание, а через архив и свидетельства.

Многие участники биеннале обращаются к опыту русских авангардистов, которые подчеркивали влияние народов Севера на беспредметную живопись, и ведут диалог с народным декоративно-прикладным искусством. В результате, например, получился спецпроект «Коллаборация», когда семь российских художников — Даниил Антропов, Аннушка Броше, Евгения Воронова, Родион Китаев, Виктория Кошелева, Варвара Павлова и Устина Яковлева — работали в тандеме с мастерами из сыктывкарского дома народных ремесел «Зарань». Родион Китаев рассказал, как он осваивал ткацкое производство с пятью мастерами (Тамарой Хабаровой, Аленой Кротовой и другими) и о возникших трудностях в коммуникации. Одна мастерица отказалась вышить предложенный ей Китаевым сюжет, но вместо этого подготовила нужные для его работы шнурки — что говорит о равноправном общении.

Другой спецпроект «Ловушка/На зверином стиле» с участием художников Андрея Сяйлева и Артема Го и куратора фонда «Сфера» Владимира Логутова отталкивается от традиционных для народа коми промыслов — охоты и рыбалки. Дикие животные: волки, медведи, хищные птицы, встречающиеся на бронзовых амулетах в «зверином стиле», — интерпретируются художниками исходя из цифровой реальности и интернет-мемов, когда видео с животными на YouTube набирают тысячи просмотров. По словам Владимира Логутова, этот спецпроект посвящен идее ловушки, но охота идет не на зверя, а на образ. Артем Го охотится на зрителя с помощью приманки — динамичных, постоянно изменяющихся видео с картинками и звуками диких животных, организованных по принципу интерфейса Zoom. Приставленная к экрану и направленная на посетителя камера буквально ловит свою жертву.

Третий спецпроект «Павильон общества» представляет работы французских художников — ископаемые артефакты из бетона в «зверином стиле» Аполлинарии Брошь, абстрактные геометрические конструкции Матео Ревилло и инсталляции в виде колонны и лестницы Эдгара Сарина. Для всех этих художников при создании произведений была важна работа с традиционными промышленными материалами: деревом, нефтью, воском, кварцем и цементом, через которые они познакомились с местной культурой, как в свое время Йозеф Бойс открыл для себя войлок, в который его завернули крымские татары для сохранения тепла.

Национальная галерея Республики Коми
Центр культурных инициатив «Югор»
I Коми-биеннале «Новое открытие Севера»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+