18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?

Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты

В Москве представили проект «Музейная четверка». Это объединение четырех крупнейших музейных институций: Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея современного искусства «Гараж» и самого молодого из них Дома культуры «ГЭС-2». Впервые о нем заговорили несколько лет назад, тогда проект назывался «Музейная миля».

Все музеи при этом остаются независимыми, однако выходят на новый уровень сотрудничества и интеграции. Четыре директора музеев, рассказывая журналистам о проекте, сравнили его с другими мировыми неформальными объединениями музеев — венским «Музейным кварталом», лондонской и нью-йоркской «Музейной милей», франкфуртской «Музейной набережной». Московский вариант также можно назвать «Музейной набережной», ведь все четыре музея и их многочисленные здания, по словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, практически нанизаны на линию вдоль Москвы-реки, что открывает новые горизонты.

«Мы объединяемся вокруг реки, это знак. Мы, четыре музея, хотим быть открытыми миру. Мы убираем бессмысленную конкуренцию между собой, — сказал директор музея «Гараж» Антон Белов. — Москва благодаря „Музейной четверке“ станет привлекательным брендом большого художественного представительства». Главы музеев надеются, что это придаст дополнительную туристическую привлекательность городу, в том числе для иностранцев.

На презентации представили сайт с четырьмя городскими экскурсионными маршрутами, по одному от каждого музея. Именно они в настоящий момент являются наиболее ярким результатом сотрудничества четырех музеев. Эти маршруты, как полагают музейщики, должны способствовать развитию общественных пространств. Они будут включать как известные городские локации, так и необычные, позабытые, как основные здания и собрания музеев, так и дополнительные, второстепенные.

При этом каждый маршрут имеет собственную «перчинку», чтобы запомниться надолго. Например, Пушкинский музей предлагает путь под названием «Овощи-гиганты», который начинается у главного здания, проходит мимо храма Христа Спасителя и по Патриаршему мосту, потом через ГЭС-2, затем продолжается до зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу и завершается в «Гараже» в Парке Горького. Весь маршрут сопровождается аудиоспектаклем драматурга Любови Винк и режиссера Семена Александровского (лауреат «Золотой маски»), рассказывающего о том, как в 1994 году во многих местах Москвы сквозь асфальт проросли гигантские тыквы (реальная история). Бывшие музейные сотрудники и просто горожане делятся в этой постановке своими воспоминаниями о тех странных событиях, о том, как они неделями наблюдали за растущими растениями и даже ухаживали за ними.

В музеях надеются, что благодаря этим маршрутам москвичи и гости столицы будут планировать свое посещение иначе, по-новому, более интересно. По словам Белова, эти четыре первых маршрута — тестовые. Они будут обновляться в зависимости от сезона и включать в себя, помимо городских локаций, перформансы и просветительские мероприятия. Фактически это будут не «тропы» между зданиями, а активные арт-проекты.

По словам директоров, за время совместной работы над проектом в четырех музеях произошло очень важное — установились сильные горизонтальные связи сотрудников разных музеев, работающих в одной тематике, между собой. В частности, особенно сдружились сотрудники инклюзивных отделов. Благодаря их совместной работе будут придуманы маршруты, максимально комфортные для людей с ограниченными возможностями здоровья, и этой отрасли в дальнейшем будет уделяться особенное внимание. Тереза Иароччи Мавика, глава фонда V–A–C, создавшего Дом культуры «ГЭС-2», добавила: «До конца года мы добавим на сайт проекта доступную карту для людей с инвалидностью, чтобы они могли удобно строить свои туристические маршруты». В частности, на карте даже будут отмечены приспособленные туалеты.

А вот с финансовой точки зрения москвичам создание «Музейной четверки» послабления не даст. Зельфира Трегулова объяснила, что сделать единый билет для двух федеральных музеев и двух частных из-за современного состояния бухотчетности госучреждений физически невозможно.

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак подчеркнула, что этот торжественный старт «Музейной четверки» — это всего лишь «точка роста, сигнал, выстрел в воздух». «Мы все живем вместе довольно давно», — заключила она.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+