Уилтон-Хаус в графстве Уилтшир с 1544 года служит загородной резиденцией графов Пембрук из рода Гербертов. Более всего этот дом известен своим величественным южным фасадом 1630-х годов и знаменитым «двойным кубическим залом», где висит большой портрет четвертого графа с семьей кисти Антониса ван Дейка.
Обратить внимание на исключительный вклад в создание легендарного поместья именно четвертого графа Пембрука призывает читателя автор книги об Уилтон-Хаусе Джон Мартин Робинсон. В качестве лорда-камергера граф курировал королевский строительный проект выдающегося архитектора Иниго Джонса. Последний играл значительную роль и в Уилтоне, но опосредованно — сначала, в 1630-е, через Исаака де Ко, а в 1647–1652 годах, когда после пожара переделывались парадные покои, — через Джона Уэбба. Работала эта «команда оформителей Иниго Джонса» под руководством самого четвертого графа Пембрука.
Наибольшее внимание обычно уделяют как раз реконструкции здания в палладианском стиле, однако, учитывая и переделку Уилтона из аббатства еще во времена Тюдоров, и все последующие преобразования, его можно считать образцом многослойного английского загородного дома, в архитектуру и интерьеры которого каждое столетие внесло что-то свое. Робинсон предлагает занимательный рассказ об эволюции дома в контексте культурных и политических обстоятельств семьи, живущей в нем по сей день.
Четвертый граф Пембрук был не единственным из рода Гербертов, кто увлекался искусством и архитектурой. В 1676–1678 годах восьмой граф предпринял путешествие по Европе и расширил фамильную коллекцию картин и скульптур, а позднее реконструировал северный фасад дома. Девятый граф был знатоком и любителем архитектуры, и романист Хорас Уолпол писал о нем, что тот «избавился от всего, что мешало видам на дворец или из дворца, и перебросил палладианский театральный мост через реку». Одиннадцатый граф в 1790-е годы вместе с архитектором Джеймсом Уайеттом добавил современные залы на западной и восточной стороне, оставив после себя здание, как он писал, «обустроенным Уайеттом в добром готическом стиле».
Изменения происходили и в XX веке, и даже в наши дни. Нынешний граф, унаследовавший поместье в 2003 году, вместе с женой осуществил перевеску картин и переоформил интерьеры по совету известного дизайнера Дэвида Млинарича. Были отреставрированы и еще раз переставлены античные скульптуры в крытой галерее.
Едва ли кто-то лучше Джона Мартина Робинсона, признанного специалиста по Уилтон-Хаусу, мог бы преподнести историю этого особняка. Архитектурные достоинства, произведения искусства и десятки лет правильного ухода помогли ему дожить до наших дней в качестве «исторического объекта, поддерживаемого в прекрасном состоянии и устроенного со знанием дела, со вкусом и особым стилем».