18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow

Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей

Пресс-конференцию по поводу открытия основатель и директор ярмарки Маргарита Пушкина начала с перечисления рекордов: в этом году организаторы получили рекордные 150 заявок на участие, из которых было выбрано 77 галерей — опять же самое большое количество за всю историю существования Cosmoscow. В Москву приехали арт-дилеры из Аргентины, Болгарии, Грузии, Швейцарии, Франции, Германии и других стран. Редко какой международный смотр ныне может похвастаться таким широким географическим охватом.

Как всегда, у Cosmoscow почти необъятны некоммерческая повестка и культурная программа: тут и цифровое искусство, и NFT (выставка «Между двух миров»), и Created in Moscow (на сей раз куратор Алексей Масляев сфокусировался на презентации скульптуры и public art), и экспозиция Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ), приуроченная к 25-летию детища Ольги Свибловой, и персональная выставка художника года Ирины Кориной. Каждый раз весьма интригует проект Collector Eye — на сей раз свои собрания современного искусства показали Алексей и Вера Прийма (Москва) и девелопер из Воронежа Евгений Хамин. Первые презентовали классических Валерия Кошлякова, Семена Файбисовича, Дмитрия Краснопевцева, второй — не менее устоявшихся в своей музейной репутации Михаила Чернышова, Игоря Шелковского, Оскара Рабина и проч.

Вместе с тем самый драматический момент ярмарки как бы остался за кадром, потому как еще две недели назад ее проведение было под большим вопросом. То, что в последний момент удалось перенести Cosmoscow из Гостиного Двора в Манеж, согласовать с властями все формальности, перестроить всю логистику, — сродни чуду. Удивительно, что, несмотря на форс-мажор, ни одна из галерей, даже из далекой Аргентины, не отменила свое участие, и люди и работы приехали в Москву в срок.

Скорее всего, они не прогадали, потому что еще до официального открытия, пока мероприятие было доступно журналистам и ВИПам, многие галереи успели продать по несколько лотов. Например, у одного из ведущих питерских галеристов Марины Гисич купили две из трех монументальных работ Дмитрия Грецкого и Евгении Кац: сделанные из сетки-рабицы панно ушли по цене более €20 тыс.

Очень был доволен началом выставки и галерист из Вены Корнелис ван Алмсик. Он выставил потрясающие оп-артистские вещи австралийского художника Джонни Нише (Jonny Niesche). Фишка работ в том, что краски наносятся на холст при высокой температуре и так сплавляются, что невозможно угадать границу, после которой один цвет меняется на другой. Небольшие по формату вещи с лету ушли по €10 тыс. за произведение. Галерея Zeller van Almsick приехала в Москву впервые.

Занявшая в Манеже целых два этажа ярмарка Cosmoscow полна чудес и с трудом поддается быстрому осмыслению, можно лишь выделить зоны особого интереса. Во-первых, это пул московских галерей-тяжеловесов: pop/off/art, Ruarts, JART Gallery, Lumier, Krokin, Pogodina Gallery, Alina Pinsky Gallery и др. Ярмарку надо обозревать против часовой стрелки, и первой на пути зрителей встает старейшая и уважаемая «XL Галерея»: Елена Селина показывает, помимо прочего, триптих «Пока ты спал, я посадила дерево» Кати Муромцевой. И эта легкая, как бы необязательная работа, выполненная на свободно висящих белых полотнах, задает тон всему Манежу. В отличие от прошлых лет в этом году на Cosmoscow гораздо меньше броских, эффектных, рекламных по природе и сути произведений. И, наоборот, приоритет отдается вещам эскизного плана. Наверное, формат черновиков отражает наше домашнее времяпровождение в период карантина, всех этих камерных упражнений в мастерстве.

Во-вторых, отдельным блоком идут зарубежные участники (Art Agency, Temnikova & Kasela, Peres Projects, Studiocur/art и другие), и тут в качестве примы выступает Перл Лэм (Pearl Lam) из Гонконга, как ее определяет пресса, «арт-королева Азии, одна из создательниц мифа великого китайского современного искусства». Прошлогодний ее подвиг — выставка Чжан Хуаня в Эрмитаже. Одна из работ Хуаня сейчас доступна к покупке в Манеже по цене $250 тыс., и это топ-лот ярмарки в целом.

Специальным упоминанием экспертного совета в этом году отмечен галерист из Берлина Фолькер Диль (Volker Diehl). Диль присутствует в Москве с конца 1980-х, какое-то время его галерея работала на Смоленской набережной, в 2010-м он был одним из инициаторов Cosmoscow. На сей раз Диль привез на ярмарку прекрасную коллекцию гэдээровских литографий: увеличенные до формата А2 почтовые марки эпохи социализма предлагаются по цене от €3 тыс. до 5 тыс.

В-третьих, российское региональное присутствие. Помимо целого ряда питерских участников, отметим галерею Х.Л.А.М. из Воронежа: она показывает, в частности, симпатичные деконструктивистские фотоколлажи Александра Егорова (парафраз фотографий Андреаса Гурски) по цене порядка €3 тыс.

В-четвертых, блок галерей, работающих в формате design & art: Booroom, Mirra, «Эритаж», «Тираж 1/1» и др. Все галереи показывают плюс-минус современные авторские западные вещи для интерьеров, но и на их стендах акцент сделан не столько на мебели, сколько на живописи и фото на стенах и мелкой пластике в пространстве. В этом году «арт» прозвучал явно весомее «дизайна».

Наконец, в-пятых, самый демократичный вид искусства — печатная графика. В этом году она вольготно разместилась на нижнем этаже. (Ярмарка располагается на двух уровнях, и горячо призываем зрителей осмотреть их оба. На нижнем представлена и галерея «Сцена», чья экспозиция признана в этом году лучшей на ярмарке.) Shaltai Editions, «Артмоссфера», JART.market (принт-направление одноименной галереи) выставляют тиражную графику мастеров от живой легенды Бориса Орлова до молодого уличного таланта Кирилла Ашестина, и цены в этом сегменте начинаются от 5 тыс. руб.

В целом Cosmoscow показывает, что если какой-то сегмент в российской экономике и процветает, так это производство и продажа искусства.

ЦВЗ «Манеж»
Cosmoscow
18–20 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+