18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow

Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей

Пресс-конференцию по поводу открытия основатель и директор ярмарки Маргарита Пушкина начала с перечисления рекордов: в этом году организаторы получили рекордные 150 заявок на участие, из которых было выбрано 77 галерей — опять же самое большое количество за всю историю существования Cosmoscow. В Москву приехали арт-дилеры из Аргентины, Болгарии, Грузии, Швейцарии, Франции, Германии и других стран. Редко какой международный смотр ныне может похвастаться таким широким географическим охватом.

Как всегда, у Cosmoscow почти необъятны некоммерческая повестка и культурная программа: тут и цифровое искусство, и NFT (выставка «Между двух миров»), и Created in Moscow (на сей раз куратор Алексей Масляев сфокусировался на презентации скульптуры и public art), и экспозиция Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ), приуроченная к 25-летию детища Ольги Свибловой, и персональная выставка художника года Ирины Кориной. Каждый раз весьма интригует проект Collector Eye — на сей раз свои собрания современного искусства показали Алексей и Вера Прийма (Москва) и девелопер из Воронежа Евгений Хамин. Первые презентовали классических Валерия Кошлякова, Семена Файбисовича, Дмитрия Краснопевцева, второй — не менее устоявшихся в своей музейной репутации Михаила Чернышова, Игоря Шелковского, Оскара Рабина и проч.

Вместе с тем самый драматический момент ярмарки как бы остался за кадром, потому как еще две недели назад ее проведение было под большим вопросом. То, что в последний момент удалось перенести Cosmoscow из Гостиного Двора в Манеж, согласовать с властями все формальности, перестроить всю логистику, — сродни чуду. Удивительно, что, несмотря на форс-мажор, ни одна из галерей, даже из далекой Аргентины, не отменила свое участие, и люди и работы приехали в Москву в срок.

Скорее всего, они не прогадали, потому что еще до официального открытия, пока мероприятие было доступно журналистам и ВИПам, многие галереи успели продать по несколько лотов. Например, у одного из ведущих питерских галеристов Марины Гисич купили две из трех монументальных работ Дмитрия Грецкого и Евгении Кац: сделанные из сетки-рабицы панно ушли по цене более €20 тыс.

Очень был доволен началом выставки и галерист из Вены Корнелис ван Алмсик. Он выставил потрясающие оп-артистские вещи австралийского художника Джонни Нише (Jonny Niesche). Фишка работ в том, что краски наносятся на холст при высокой температуре и так сплавляются, что невозможно угадать границу, после которой один цвет меняется на другой. Небольшие по формату вещи с лету ушли по €10 тыс. за произведение. Галерея Zeller van Almsick приехала в Москву впервые.

Занявшая в Манеже целых два этажа ярмарка Cosmoscow полна чудес и с трудом поддается быстрому осмыслению, можно лишь выделить зоны особого интереса. Во-первых, это пул московских галерей-тяжеловесов: pop/off/art, Ruarts, JART Gallery, Lumier, Krokin, Pogodina Gallery, Alina Pinsky Gallery и др. Ярмарку надо обозревать против часовой стрелки, и первой на пути зрителей встает старейшая и уважаемая «XL Галерея»: Елена Селина показывает, помимо прочего, триптих «Пока ты спал, я посадила дерево» Кати Муромцевой. И эта легкая, как бы необязательная работа, выполненная на свободно висящих белых полотнах, задает тон всему Манежу. В отличие от прошлых лет в этом году на Cosmoscow гораздо меньше броских, эффектных, рекламных по природе и сути произведений. И, наоборот, приоритет отдается вещам эскизного плана. Наверное, формат черновиков отражает наше домашнее времяпровождение в период карантина, всех этих камерных упражнений в мастерстве.

Во-вторых, отдельным блоком идут зарубежные участники (Art Agency, Temnikova & Kasela, Peres Projects, Studiocur/art и другие), и тут в качестве примы выступает Перл Лэм (Pearl Lam) из Гонконга, как ее определяет пресса, «арт-королева Азии, одна из создательниц мифа великого китайского современного искусства». Прошлогодний ее подвиг — выставка Чжан Хуаня в Эрмитаже. Одна из работ Хуаня сейчас доступна к покупке в Манеже по цене $250 тыс., и это топ-лот ярмарки в целом.

Специальным упоминанием экспертного совета в этом году отмечен галерист из Берлина Фолькер Диль (Volker Diehl). Диль присутствует в Москве с конца 1980-х, какое-то время его галерея работала на Смоленской набережной, в 2010-м он был одним из инициаторов Cosmoscow. На сей раз Диль привез на ярмарку прекрасную коллекцию гэдээровских литографий: увеличенные до формата А2 почтовые марки эпохи социализма предлагаются по цене от €3 тыс. до 5 тыс.

В-третьих, российское региональное присутствие. Помимо целого ряда питерских участников, отметим галерею Х.Л.А.М. из Воронежа: она показывает, в частности, симпатичные деконструктивистские фотоколлажи Александра Егорова (парафраз фотографий Андреаса Гурски) по цене порядка €3 тыс.

В-четвертых, блок галерей, работающих в формате design & art: Booroom, Mirra, «Эритаж», «Тираж 1/1» и др. Все галереи показывают плюс-минус современные авторские западные вещи для интерьеров, но и на их стендах акцент сделан не столько на мебели, сколько на живописи и фото на стенах и мелкой пластике в пространстве. В этом году «арт» прозвучал явно весомее «дизайна».

Наконец, в-пятых, самый демократичный вид искусства — печатная графика. В этом году она вольготно разместилась на нижнем этаже. (Ярмарка располагается на двух уровнях, и горячо призываем зрителей осмотреть их оба. На нижнем представлена и галерея «Сцена», чья экспозиция признана в этом году лучшей на ярмарке.) Shaltai Editions, «Артмоссфера», JART.market (принт-направление одноименной галереи) выставляют тиражную графику мастеров от живой легенды Бориса Орлова до молодого уличного таланта Кирилла Ашестина, и цены в этом сегменте начинаются от 5 тыс. руб.

В целом Cosmoscow показывает, что если какой-то сегмент в российской экономике и процветает, так это производство и продажа искусства.

ЦВЗ «Манеж»
Cosmoscow
18–20 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+