18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музеях Кремля открылась выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе»

№94
Материал из газеты

Новый проект собрал высокохудожественные свидетельства русско-французской дружбы, в том числе Реймсское Евангелие и портреты Виже-Лебрен

Выставка, организованная в перекрестный год межрегионального сотрудничества России и Франции, начало отношений между нашими странами решила датировать браком княжны Анны Ярославны с королем Генрихом I — не совсем точно, зато кругло и красиво. Экспонатом, посвященным этому династическому браку, грамотой 1063 года, проект и открывается. Показывают и другие средневековые документы, в том числе с автографами Анны, королевы Франции. Более того, привезли и легендарное Реймсское Евангелие XI века. «Легендарное» — прилагательное тут очень удачное: уже опровергнуты предания и о том, что на нем присягали французские короли, и о том, что оно привезено в страну Анной в качестве приданого (на самом деле его купили в Стамбуле в XVI веке). Но то, что треть его написана кириллицей на церковнославянском языке, — несомненный факт. Есть на выставке и предметы, иллюстрирующие долгую историю взаимоотношений Российской империи и французского королевства. Например, экспонаты, рассказывающие о второй поездке Петра Великого в Европу в 1716–1717 годах.

Кстати, сангина художника Демаре «Петр I и Людовик XV в Париже 11 мая 1717 года», изображающая встречу императора с малолетним королем, — двойной памятник международным отношениям. Дело в том, что ее подарил Советскому Союзу во время дипломатического визита в 1944 году Шарль де Голль.

Выставка также рассказывает о путешествии четы графов Северных, великого князя Павла Петровича с супругой, по Европе (разумеется, и по Франции). Великая Французская революция показана через призму нашедшей приют при русском дворе беглянки — любимой портретистки Марии-Антуанетты, художницы Элизабет Виже-Лебрен. Кроме ее картин нам демонстрируют и связанные с ней мемориальные предметы.

Нельзя обойтись и без любви-ненависти в эпоху Наполеона и Александра I. Среди экспонатов — подаренный первым второму по случаю заключения Тильзитского мира севрский Олимпийский сервиз и роскошное оружие, преподнесенное благодарными парижанами русскому генерал-губернатору Парижа Фабиану Остен-Сакену (за то, что казаки не очень буйствовали).

Некоторые предметы на этой выставке публично демонстрируются впервые. Например, ружье с золоченой фигуркой дельфина, изготовленное в честь рождения будущего Людовика XIV, молитвенник французской королевы Марии Лещинской и другие мемориальные, пусть и осыпанные бриллиантами, предметы. Хотя воздействие французской живописи на развитие нашей культуры было велико, кураторы выставки решили сосредоточиться на портретном жанре. Ради этого из ГМИИ, Эрмитажа, Павловска и других музеев собрали лики россиян, прибегавших к французской кисти ради своего увековечивания.

Это не только императоры с императрицами, но и русские посланники в Париже, а также наши путешественники, галломаны и просто аристократы, которые предпочитали именно французов, поскольку они были самыми модными и искусными.

Вклад французских мастеров в развитие русской культуры огромен: мы не только у них портретировались, но и в огромных количествах ввозили предметы роскоши и книги. Образцы этого товарооборота на выставке тоже представлены — это гобелены, ткани, кружева, табакерки, трости, посуда, оружие и так далее.

Свои сокровища, помимо ведущих российских музеев и архивов, предоставили Версаль и Трианон, Мальмезон и Буа-Прео, Национальная библиотека Франции и Муниципальная библиотека Реймса, а также Музей Виктории и Альберта.

Музеи Московского Кремля
«Франция и Россия. Десять веков вместе»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+