18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Возьмут ли NFT в будущее?

На ярмарке современного искусства Cosmoscow обсудили потенциал технологии для развития современной культуры и то, как криптоарт меняет природу коллекционирования предметов искусства

В рамках образовательной программы ярмарки Cosmoscow прошла дискуссия «NFT: новый горизонт?». Она стала частью совместного проекта c нью-йоркской ярмаркой цифрового искусства CADAF «Меж двух миров: цифровое искусство и NFT». Владельцы и кураторы международных NFT-платформ обсудили потенциал технологии для развития современной культуры и то, как криптоарт меняет природу коллекционирования предметов искусства.

Подробности

Участники и модераторы дискуссии

Участники дискуссии: издатель международной сети The Art Newspaper и сооснователь платформы The Art Exchange Инна Баженова, основатель Digital Art Expo Герберт Шопник, доктор философии, независимый куратор и критик Антонио Джеуза, сооснователь проекта Snark.art Андрей Алехин, искусствовед и основатель проекта Masters Полина Бондарева. Модераторы: основатель и генеральный директор ярмарки современного и цифрового искусства CADAF Елена Завелев и главный куратор CADAF Джесс Конатсер.

Еще…

Весной 2021 года мир искусства накрыло волной NFT. Продажи невзаимозаменяемых токенов (именно так расшифровывается аббревиатура NFT) в апреле выросли в 20 раз, а уже в августе объемы торгов на NFT-маркетплейсе OpenSea превзошли отметку в $800 млн. Однако рекордные продажи на аукционах Christie’s, рост числа площадок и массовый наплыв художников в блокчейн оставили больше вопросов, чем ответов. Пожалуй, главный из них: пройдет ли NFT проверку временем, художественными критиками и культурологами? «В будущее возьмут не всех», — вспомнил название эссе Ильи Кабакова Антонио Джеуза, критик и куратор NFT-проекта Shaltai Editions.

Как и у всего радикально нового, у криптоискусства есть недостатки. Камнем преткновения блокчейн-технологий является юридическая сторона: протоколы продажи и локальная законность. На данный момент существует несколько моделей владения NFT-токеном. О самой интересной из них рассказала сооснователь платформы The Art Exchange Инна Баженова: «Существует технология небольших взносов для коллективного владения очень дорогими предметами искусства. Блокчейн-технологии дают новые возможности для развития таких новых форм коллекционирования. Эта часть очень сложна юридически. Пока мы в The Art Exchange работаем на очень простом протоколе. Мы инициировали заседание юридической комиссии, чтобы обосновать использование NFT применительно к российскому законодательству, чтобы рынок мог опираться на заключения комиссии и уверенно существовать».

Пока скептики обращают внимание на недостатки, ведущие специалисты отмечают множество преимуществ. Об одном из них говорил Герберт Шопник, основатель Digital Art Expo: «У NFT есть очень важное качество — прозрачность истории токена: кто и когда работу создал, купил и продал». Партнер Digital Art Expo — основатель информационного портала об искусстве 1artchannel Анастасия Перова инициировала выставку NFT-работ на ярмарке, результатом которой стал совместный стенд. «Организаторы Cosmoscow сначала отнеслись очень осторожно к этой идее, потому что весной был большой „хайп“, а потом спад, и было непонятно, доживет ли NFT до сентября. Но к концу лета стало ясно, что это искусство уже нельзя игнорировать и NFT-арт обязательно должен быть представлен».

Первичный скепсис разделяет и Антонио Джеуза, который обратил внимание на важность привлечения профессионалов из сферы искусства к работе над NFT-проектами, чтобы обеспечить диалог с контекстом медиаискусства.

«Сегодня 98–99% криптоколлекционеров приходят из „крипты“, и они мало что знают об истории искусства, не бывают на арт-ярмарках. Они покупают художников, которые известны только в блокчейн-мире, вне которого их никто не знает», — отметил Андрей Алехин, сооснователь проекта Snark.art.

В отношениях между миром искусства и технологиями существует атмосфера недоверия, вызванная, с одной стороны, невозможностью традиционной оценки работ для коллекционеров, а с другой — нематериальностью. Многие NFT-проекты, например галереи Shaltai Editions, делают как цифровые, так и физические копии продаваемых работ. Некоторые же, наоборот, ценят исключительно цифровые работы, которые обладают программируемостью и могут продолжать «жизнь» после покупки.

«В NFT все эксперименты, самое интересное происходит после продажи работы, чего не было в традиционном искусстве никогда. Работа считалась законченной в момент продажи. А здесь очень много генеративного искусства, много искусства, которое продолжает изменяться после продажи... NFT — это про владение, про причастность, про статус. NFT может быть ключом к уникальному опыту, и этот ключ может быть только у владельца», — объяснил Алехин. Однако потенциал этой технологии еще не раскрыт полностью. «NFT — это странная технология. Все могут видеть, а владеет только один. Это напоминает продажу городской скульптуры. Мы пытались объяснить это традиционным коллекционерам и над нами смеялись, многие до сих пор в это не верят», — рассказал он.

Сооснователь платформы The Art Exchange Инна Баженова уверена, что взаимопроникновение мира искусства и блокчейна происходит быстрее, чем нам кажется. The Art Exchange сочетает фундаментальный кураторский подход к отбору предметов искусства с передовыми технологиями. «Нам интересно в первую очередь работать с художниками. Мы себя не позиционируем как сложный технологически маркетплейс, мы пока что экспериментируем, нам интересно работать с этим видом искусства. Мы отличаемся от других площадок тем, что занимаемся кураторскими продажами и отбираем произведения. Здесь можно только приветствовать появление новых площадок, так как это новый, не оформившийся рынок и площадок не может быть много», — сказала она.

В рамках дискуссии Полина Бондарева, основатель образовательного проекта Masters, рассказала о запуске новой платформы по продаже NFT, которая дебютирует выставкой цифрового искусства в Государственном Эрмитаже в ноябре этого года. Куратором площадки стал глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+