18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возьмут ли NFT в будущее?

На ярмарке современного искусства Cosmoscow обсудили потенциал технологии для развития современной культуры и то, как криптоарт меняет природу коллекционирования предметов искусства

В рамках образовательной программы ярмарки Cosmoscow прошла дискуссия «NFT: новый горизонт?». Она стала частью совместного проекта c нью-йоркской ярмаркой цифрового искусства CADAF «Меж двух миров: цифровое искусство и NFT». Владельцы и кураторы международных NFT-платформ обсудили потенциал технологии для развития современной культуры и то, как криптоарт меняет природу коллекционирования предметов искусства.

Подробности

Участники и модераторы дискуссии

Участники дискуссии: издатель международной сети The Art Newspaper и сооснователь платформы The Art Exchange Инна Баженова, основатель Digital Art Expo Герберт Шопник, доктор философии, независимый куратор и критик Антонио Джеуза, сооснователь проекта Snark.art Андрей Алехин, искусствовед и основатель проекта Masters Полина Бондарева. Модераторы: основатель и генеральный директор ярмарки современного и цифрового искусства CADAF Елена Завелев и главный куратор CADAF Джесс Конатсер.

Еще…

Весной 2021 года мир искусства накрыло волной NFT. Продажи невзаимозаменяемых токенов (именно так расшифровывается аббревиатура NFT) в апреле выросли в 20 раз, а уже в августе объемы торгов на NFT-маркетплейсе OpenSea превзошли отметку в $800 млн. Однако рекордные продажи на аукционах Christie’s, рост числа площадок и массовый наплыв художников в блокчейн оставили больше вопросов, чем ответов. Пожалуй, главный из них: пройдет ли NFT проверку временем, художественными критиками и культурологами? «В будущее возьмут не всех», — вспомнил название эссе Ильи Кабакова Антонио Джеуза, критик и куратор NFT-проекта Shaltai Editions.

Как и у всего радикально нового, у криптоискусства есть недостатки. Камнем преткновения блокчейн-технологий является юридическая сторона: протоколы продажи и локальная законность. На данный момент существует несколько моделей владения NFT-токеном. О самой интересной из них рассказала сооснователь платформы The Art Exchange Инна Баженова: «Существует технология небольших взносов для коллективного владения очень дорогими предметами искусства. Блокчейн-технологии дают новые возможности для развития таких новых форм коллекционирования. Эта часть очень сложна юридически. Пока мы в The Art Exchange работаем на очень простом протоколе. Мы инициировали заседание юридической комиссии, чтобы обосновать использование NFT применительно к российскому законодательству, чтобы рынок мог опираться на заключения комиссии и уверенно существовать».

Пока скептики обращают внимание на недостатки, ведущие специалисты отмечают множество преимуществ. Об одном из них говорил Герберт Шопник, основатель Digital Art Expo: «У NFT есть очень важное качество — прозрачность истории токена: кто и когда работу создал, купил и продал». Партнер Digital Art Expo — основатель информационного портала об искусстве 1artchannel Анастасия Перова инициировала выставку NFT-работ на ярмарке, результатом которой стал совместный стенд. «Организаторы Cosmoscow сначала отнеслись очень осторожно к этой идее, потому что весной был большой „хайп“, а потом спад, и было непонятно, доживет ли NFT до сентября. Но к концу лета стало ясно, что это искусство уже нельзя игнорировать и NFT-арт обязательно должен быть представлен».

Первичный скепсис разделяет и Антонио Джеуза, который обратил внимание на важность привлечения профессионалов из сферы искусства к работе над NFT-проектами, чтобы обеспечить диалог с контекстом медиаискусства.

«Сегодня 98–99% криптоколлекционеров приходят из „крипты“, и они мало что знают об истории искусства, не бывают на арт-ярмарках. Они покупают художников, которые известны только в блокчейн-мире, вне которого их никто не знает», — отметил Андрей Алехин, сооснователь проекта Snark.art.

В отношениях между миром искусства и технологиями существует атмосфера недоверия, вызванная, с одной стороны, невозможностью традиционной оценки работ для коллекционеров, а с другой — нематериальностью. Многие NFT-проекты, например галереи Shaltai Editions, делают как цифровые, так и физические копии продаваемых работ. Некоторые же, наоборот, ценят исключительно цифровые работы, которые обладают программируемостью и могут продолжать «жизнь» после покупки.

«В NFT все эксперименты, самое интересное происходит после продажи работы, чего не было в традиционном искусстве никогда. Работа считалась законченной в момент продажи. А здесь очень много генеративного искусства, много искусства, которое продолжает изменяться после продажи... NFT — это про владение, про причастность, про статус. NFT может быть ключом к уникальному опыту, и этот ключ может быть только у владельца», — объяснил Алехин. Однако потенциал этой технологии еще не раскрыт полностью. «NFT — это странная технология. Все могут видеть, а владеет только один. Это напоминает продажу городской скульптуры. Мы пытались объяснить это традиционным коллекционерам и над нами смеялись, многие до сих пор в это не верят», — рассказал он.

Сооснователь платформы The Art Exchange Инна Баженова уверена, что взаимопроникновение мира искусства и блокчейна происходит быстрее, чем нам кажется. The Art Exchange сочетает фундаментальный кураторский подход к отбору предметов искусства с передовыми технологиями. «Нам интересно в первую очередь работать с художниками. Мы себя не позиционируем как сложный технологически маркетплейс, мы пока что экспериментируем, нам интересно работать с этим видом искусства. Мы отличаемся от других площадок тем, что занимаемся кураторскими продажами и отбираем произведения. Здесь можно только приветствовать появление новых площадок, так как это новый, не оформившийся рынок и площадок не может быть много», — сказала она.

В рамках дискуссии Полина Бондарева, основатель образовательного проекта Masters, рассказала о запуске новой платформы по продаже NFT, которая дебютирует выставкой цифрового искусства в Государственном Эрмитаже в ноябре этого года. Куратором площадки стал глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+