18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

МАММ открыл семь выставок в честь своего 25-летия

В Мультимедиа Арт Музее юбилей отмечают проектами на любой вкус: от российских классиков и молодежи до черно-белого артхауса Сары Мун

Знаменитая институция, детище Ольги Свибловой, меняет названия с той же легкостью, что юная красавица — наряды. И по духу бывший Дом фотографии, а ныне Мультимедиа Арт Музей остается очень молодым учреждением, смело идущим на эксперименты. В свой юбилейный, 25-й год музей, как козырные карты на стол, выложил целую колоду выставочных проектов: от смешных игровых объектов группы «ЕлиКука» до ретроспективы живого классика Сергея Шутова и мемориальных экспозиций недавно ушедших Олега Целкова (1934–2021) и Никиты Алексеева (1953–2021).

Олег Целков. «Я не здешний, я чужой»

Выставка «Я не здешний, я чужой», посвященная Олегу Целкову, располагается на самом верхнем этаже, и, если подняться на лифте, с нее удобнее всего начать осмотр музея. Выставка организована совместно с Tsukanov Family Foundation. Коллекционер Игорь Цуканов, друживший с художником с 2006 года, предоставил работы из своей личной коллекции. Как известно, Целков относился к себе требовательно и, изобретя узнаваемый живописный стиль (свои знаменитые головы), большинство ранних произведений уничтожил. То, что осталось, ценится сегодня очень высоко, и именно эти работы можно увидеть на выставке. Кроме того, экспозиция включает большое количество архивных фотографий и документальный фильм, в котором мастер предстает уже в зрелые годы и выглядит как мудрец. Выставка делает очевидными масштаб художника и его важное место в истории русского искусства.

До 15 ноября

Сара Мун. «Однажды где-то, но не здесь…»

Авторская мудрость считывается и в работах, точнее даже, в целом в экспозиции «Однажды где-то, но не здесь…» французского фотографа Сары Мун. В этом году Сара Мун тоже празднует большой юбилей; Ольга Свиблова сотрудничает с нею с 1998 года. В 1960-е красавица Мун работала моделью, потом несколько десятилетий снимала для глянца. То, что она делает в последние десятилетия как художник, демонстративно антигламурно. Черно-белые кадры сняты с расфокусировкой и нарочито небрежно проявлены, но в них есть щемящее артхаусное настроение: постиндустриальные виды, одинокие люди в больших городах. Учитывая биографию автора, они звучат как манифест и декларируют торжество независимого духа над эстетикой рекламы.

До 21 ноября

Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят»

Подведением итогов можно считать и выставку «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова, пионера российского видеоарта и новых медиа. В начале 1990-х, когда далеко не у каждого еще был компьютер, Шутов провозглашал наступление новой эры компьютерного искусства. Он дружил с английским электронным композитором Брайаном Ино и питерской звездой Тимуром Новиковым, занимался виджеингом в легендарном клубе «Птюч» (1994–1997), был главным художником фильма «Асса» (1986). На выставке можно увидеть его ранние видео «Удивительно, какая тишина!» (1994) и «Тайна двух океанов — 2» (1994) — деконструкцию советских фантастических фильмов, видеоинсталляцию «Вместо Минотавра» (2003) и многое другое. Несмотря на прошедшие с момента создания два десятка лет, работы выглядят удивительно актуально, в них, как в капсулах, сохранилась рейв-энергия 1990-х.

До 15 ноября

Арт-группа «ЕлиКука». «Сила искусства. Просроченный юбилей»

«Сила искусства. Просроченный юбилей» арт-группы «ЕлиКука» (ее составляют Олег Елисеев и Евгений Куковеров) — самая задорная выставка из развернутых в музее. «Просроченный юбилей» в названии означает, что в прошлом, карантинном году участникам группы исполнилось 70 лет на двоих, но из-за всем известных обстоятельств они не смогли его отметить по-настоящему. Силу же искусства на выставке измеряют буквально — в сантиметрах, килограммах, ньютонах, амперах и прочем. По выставке расставлены смешные тренажеры-объекты. В одном месте предлагают стучать молотком, в другом — подымать штангу, измерять искусство силой мускулов. По крайней мере, музейные смотрительницы включаются в эту игру очень охотно.

До 15 ноября

«МишМаш». «День за днем»

Еще один творческий дуэт — «МишМаш» (супруги Миша Лейкин и Маша Сумнина) — представил проект «День за днем». В течение карантинного года каждый день они «взращивали» некий арт-объект, похожий то ли на яйцо, то ли на кокон. Он становился все крупнее и сложнее по структуре, художники постоянно фотографировали его рост. Собственно, развернутая на одной большой стене выставка представляет собой фотоотчет этого процесса. Часть листов пока пустые, и постепенно их будут менять на свежие фотографии.

До 15 ноября

«Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы»

Для тех, кто утомится современным искусством, музей подготовил огромную выставку из собственных фондов. МАММ регулярно показывает свои сокровища, объединяя их интересной темой. На сей раз историческая экспозиция посвящена теме цвета и называется «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы». На ней собраны фотографии в диапазоне от раскрашенных акварелью дагеротипов до постмодернистских, ернических, размалеванных фломастером карточек. На выставке среди прочего представлены работы Александра Гринберга, Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Александра Слюсарева. «Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах, событиях, а также об истории фотографических техник» (из пресс-релиза). Отдельный раздел отдан Борису Михайлову, музей показывает порядка 250 его работ.

До 15 ноября

Никита Алексеев. «Ближе к смыслу»

Наконец, на первом и минус первом этажах развернута огромная ретроспектива Никиты Алексеева (1953–2021) — более 300 графических и живописных работ, созданных за последние 20 лет. За несколько дней до смерти он писал в Facebook: «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…» Выставку «Ближе к смыслу» открыли посмертно. И надо сказать, что сложенные в многочленные серии, как бы несерьезные его рисунки, зачастую дополненные текстами, производят ошеломительное впечатление. Они дают ощущение огромного самобытного таланта, смысловой глубины и одновременно уязвимости и хрупкости. Ужасно жаль, что — в который уже раз! — все эпитеты, признания и восторги мы воздаем художнику посмертно.

До 15 ноября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+