Sotheby’s, как и другие аукционные дома, давно уже включает произведения искусства в формате «частных продаж» в свои предаукционные выставки. Бывало такое и в Москве. Однако впервые Sotheby’s собрал для представления покупателям исключительно произведения для покупки частным образом. Они объединены в выставку-продажу, которая проходит в залах московского фонда IN ARTIBUS до 1 октября. Здесь представлено 16 работ — от старых мастеров и импрессионистов до русского и западного искусства XIX–ХХI веков.
«Активно формат выставок-продаж начал развиваться только в прошлом году, толчком послужили пандемийная изоляция и поиски новых путей работы, — пояснила Ирина Степанова, директор «Sotheby’s Россия». — Мы проводим такие выставки во всех странах. Начали с Нью-Йорка, потом переместились в Лондон, Париж и Брюссель. Сейчас аналогичная выставка проходит в Монако. Это очень успешный формат: мы не везем произведения через границы и не ограничены во времени, как на аукционе (минута — и удар молотка), мы продолжим работать с этими произведениями и после окончания выставки».
Для России то, что работы уже находятся на территории страны, принципиально важно: у нас одни из самых строгих законов о ввозе и вывозе искусства. Здесь же перед потенциальными покупателями — только то, что было легально ввезено в страну или изначально находилось на ее территории. Среди представленного на выставке — «Мадонна с Младенцем и херувимами» (1640–1660) Джованни Баттисты Сальви (Сассоферрато), «Натюрморт с наутилусом, серебряным кубком, гранатом и лимоном» (1632) Яна Давидса де Хема, «Ночной вид Константинополя» (1886) Ивана Айвазовского, «Лежащая обнаженная» (конец 1920-х — начало 1930-х) Зинаиды Серебряковой, «Апельсины в черных бумажках» (1961) Владимира Вейсберга. Некоторые из этих картин можно было видеть на различных, в том числе музейных, выставках в Москве.
«Мы являемся экспертами на арт-рынке и профессиональными оценщиками, — пояснила Ирина Степанова в ответ на вопрос, зачем же в этой схеме присутствует Sotheby’s. — По сути, это такая же продажа, как на аукционе. Все работы проходят такую же предпродажную подготовку; суммы, которые мы объявляем покупателям, можно расценивать как стартовые. Только здесь возможна игра на понижение. Мы заявляем цену, которую хотел бы получить продавец (включая нашу комиссию), и далее представляем его интересы».
Аукционный дом планирует сделать такие выставки регулярными и проводить их в Москве как минимум раз в год. Кроме того, Sotheby’s собирается не ограничиваться категориями живописи и графики и включать в предстоящие выставки-продажи предметы роскоши — ювелирные изделия и винтажные сумки.