Девушка в футболке горчичного цвета и зеленой юбке сидит в безликой комнате. Она нагнулась вперед, к своим скрещенным ногам, и обхватила голову рукой, запустив пальцы в волосы. По бокам от нее стоят двое мужчин, которых мы видим только ниже груди. На них белые комбинезоны и черные сапоги. Их рукава закатаны, а в руках они держат отвертку и дрель, как будто орудия пыток.
Пауле Регу было всего 15, когда она написала «Допрос» (1950) — мощный образ, которым открывается выставка художницы в лондонской Тейт Бритен, самая большая британская ретроспектива в ее карьере. «Невероятно, что уже в столь юном возрасте она привлекала внимание к истории насилия и пыток в период военной диктатуры в Португалии и делала это с таким мастерством, — говорит Елена Криппа, организовавшая выставку совместно с Зузаной Флашковой. — Для меня эта картина — начало поисков, которые она ведет на протяжении всей своей карьеры».
Провести персональную выставку в Тейт Регу предложили, заметив интерес посетителей к ее залу на групповой выставке фигуративного искусства «Слишком человеческое» в 2018 году. Ее ретроспектива приобрела дополнительную актуальность в свете влияния пандемии на рост домашнего насилия. «Она показывает, как дома, внутри семьи складываются отношения неравенства и доминирования, и демонстрирует явления, которые обычно остаются за закрытыми дверьми», — говорит Криппа.
Выставка, подготовленная совместно с Регу и ее сыном Ником Уиллингом, проливает свет на общественно-политический контекст, из которого растет творчество художницы, и на разнообразные источники, материалы и объекты, с которыми она работает уже более 60 лет. Экспозиция Тейт дополнила и расширила выставку Регу в Milton Keynes Gallery, состоявшуюся в 2019 году и посвященную главным образом ее политическим картинам. Благодаря щедрости владельцев, предоставивших произведения художницы во временное пользование, и возможности отвести под экспозицию значительное пространство Тейт удалось подготовить богатый материал, включающий редко экспонируемые вещи, и уделить внимание всем этапам ее карьеры. Выставка исследует влияние на ее творчество юнгианского психоанализа, к которому Регу обратилась в 1966 году, и интерес художницы к литературе и фольклору. Она также рассказывает о разоблачительной выставке в Serpentine Gallery в 1988-м и о резиденции в Национальной галерее в 1990-м, которая заставила ее обратиться к вопросу об отсутствии женщин на исторических полотнах.
Паула Регу родилась в Португалии, но ее жизнь неразрывно связана с Великобританией. Ее отец-антифашист учился и работал инженером в Соединенном Королевстве, а в ее родном Эшториле семья часто слушала ВВС. Регу ходила в английскую школу в соседнем Каркавелуше, а в 16 лет ее отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда. Она окончила учебу в 1956 году, периодически бывала в Португалии, а в 1972-м вместе с семьей окончательно переехала в Лондон. «Она здесь училась, у нее здесь родственники, — говорит Криппа. — Ее сознание и творчество функционируют на обоих языках и в обеих культурах».
Тейт Бритен
«Паула Регу»
До 24 октября