18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Великая и опера: политика, страсть и иллюзия в «Царицыно»

№94
Материал из газеты

Музейно-театральный проект «Театрократия. Екатерина II и опера» представит не только традиционную экспозицию, но и две театральные премьеры, которые по окончании выставки войдут в собрание ГМЗ «Царицыно»

Очередной долгожданный театральный фестиваль-выставка, организованный музеем-заповедником «Царицыно» вместе с премией «Золотая маска» и несколькими театрами. Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой — и во многом благодаря ей — в России в XVIII веке возник музыкальный театр. Государыня использовала оперу не только для развлечения, но и как весьма эффективный метод пропаганды плюс воспитательное средство. Слово же «театрократия», ставшее названием выставки, было изобретено лет 100 назад театральным деятелем Серебряного века Николаем Евреиновым, размышлявшим о том, насколько же всепроникающим было идеологическое воздействие театра в XVIII столетии.

На выставку собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII века, которые с размахом распределены по иллюстрирующим многообразие оперных целей разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам покажут работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, и это не только Пьетро Гонзага, но и Франческо Градицци, и Людвиг Тишбейн.

Отдельный раздел посвящен двум годам, которые провел на службе русской сцене Карло Бибиена из великой итальянской династии сценографов. Макеты Эрмитажного театра и Китайского театра в Царском Селе, позволяющие представить их первоначальный облик, сопровождаются архитектурными проектами театральных зданий Джакомо Кваренги, Петра Неелова, Антонио Ринальди.

Сама Екатерина II не только заказывала Дмитрию Левицкому портреты актрис-любительниц — смолянок в оперных костюмах — и называла своих левреток в честь героинь оперы Андре Гретри «Земира и Азор» (по сказке «Красавица и Чудовище»). Она сочинила 9 оперных либретто и 14 комедий. Отметим коллекцию экспонатов, связанных с оперой Екатерины II «Начальное управление Олега»: эскизы к спектаклю, проекты декораций, раскрашенные гравюры со сценками из него, а также макет сцены третьего действия, созданный на основании рисунка Алексея Оленина.

Отдельный умопомрачительный экспонат и одна из оперных премьер фестиваля — в последнем зале, где зритель внезапно оказывается внутри снятого в режиме виртуальной реальности спектакля по мотивам опер, которые любила и даже специально заказывала императрица. Ее здесь сыграла Ингеборга Дапкунайте. Сам проект — детище режиссера Михаила Патласова, драматурга Ильи Кухаренко, дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica, а также солистов Большого театра. Для спектакля собраны исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II, а также редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые исполнены по подлинным партитурам в аутентичной манере.

Вторая премьера, подготовленная по инициативе «Царицыно», — камерная опера Кристофа Глюка «Китаянки», совместный проект музея-заповедника с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и солистами вокального ансамбля Intrada.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Театрократия. Екатерина II и опера»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+