18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Великая и опера: политика, страсть и иллюзия в «Царицыно»

№94
Материал из газеты

Музейно-театральный проект «Театрократия. Екатерина II и опера» представит не только традиционную экспозицию, но и две театральные премьеры, которые по окончании выставки войдут в собрание ГМЗ «Царицыно»

Очередной долгожданный театральный фестиваль-выставка, организованный музеем-заповедником «Царицыно» вместе с премией «Золотая маска» и несколькими театрами. Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой — и во многом благодаря ей — в России в XVIII веке возник музыкальный театр. Государыня использовала оперу не только для развлечения, но и как весьма эффективный метод пропаганды плюс воспитательное средство. Слово же «театрократия», ставшее названием выставки, было изобретено лет 100 назад театральным деятелем Серебряного века Николаем Евреиновым, размышлявшим о том, насколько же всепроникающим было идеологическое воздействие театра в XVIII столетии.

На выставку собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII века, которые с размахом распределены по иллюстрирующим многообразие оперных целей разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам покажут работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, и это не только Пьетро Гонзага, но и Франческо Градицци, и Людвиг Тишбейн.

Отдельный раздел посвящен двум годам, которые провел на службе русской сцене Карло Бибиена из великой итальянской династии сценографов. Макеты Эрмитажного театра и Китайского театра в Царском Селе, позволяющие представить их первоначальный облик, сопровождаются архитектурными проектами театральных зданий Джакомо Кваренги, Петра Неелова, Антонио Ринальди.

Сама Екатерина II не только заказывала Дмитрию Левицкому портреты актрис-любительниц — смолянок в оперных костюмах — и называла своих левреток в честь героинь оперы Андре Гретри «Земира и Азор» (по сказке «Красавица и Чудовище»). Она сочинила 9 оперных либретто и 14 комедий. Отметим коллекцию экспонатов, связанных с оперой Екатерины II «Начальное управление Олега»: эскизы к спектаклю, проекты декораций, раскрашенные гравюры со сценками из него, а также макет сцены третьего действия, созданный на основании рисунка Алексея Оленина.

Отдельный умопомрачительный экспонат и одна из оперных премьер фестиваля — в последнем зале, где зритель внезапно оказывается внутри снятого в режиме виртуальной реальности спектакля по мотивам опер, которые любила и даже специально заказывала императрица. Ее здесь сыграла Ингеборга Дапкунайте. Сам проект — детище режиссера Михаила Патласова, драматурга Ильи Кухаренко, дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica, а также солистов Большого театра. Для спектакля собраны исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II, а также редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые исполнены по подлинным партитурам в аутентичной манере.

Вторая премьера, подготовленная по инициативе «Царицыно», — камерная опера Кристофа Глюка «Китаянки», совместный проект музея-заповедника с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и солистами вокального ансамбля Intrada.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Театрократия. Екатерина II и опера»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+