18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Екатерина Великая и опера: политика, страсть и иллюзия в «Царицыно»

№94
Материал из газеты

Музейно-театральный проект «Театрократия. Екатерина II и опера» представит не только традиционную экспозицию, но и две театральные премьеры, которые по окончании выставки войдут в собрание ГМЗ «Царицыно»

Очередной долгожданный театральный фестиваль-выставка, организованный музеем-заповедником «Царицыно» вместе с премией «Золотая маска» и несколькими театрами. Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой — и во многом благодаря ей — в России в XVIII веке возник музыкальный театр. Государыня использовала оперу не только для развлечения, но и как весьма эффективный метод пропаганды плюс воспитательное средство. Слово же «театрократия», ставшее названием выставки, было изобретено лет 100 назад театральным деятелем Серебряного века Николаем Евреиновым, размышлявшим о том, насколько же всепроникающим было идеологическое воздействие театра в XVIII столетии.

На выставку собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII века, которые с размахом распределены по иллюстрирующим многообразие оперных целей разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам покажут работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, и это не только Пьетро Гонзага, но и Франческо Градицци, и Людвиг Тишбейн.

Отдельный раздел посвящен двум годам, которые провел на службе русской сцене Карло Бибиена из великой итальянской династии сценографов. Макеты Эрмитажного театра и Китайского театра в Царском Селе, позволяющие представить их первоначальный облик, сопровождаются архитектурными проектами театральных зданий Джакомо Кваренги, Петра Неелова, Антонио Ринальди.

Сама Екатерина II не только заказывала Дмитрию Левицкому портреты актрис-любительниц — смолянок в оперных костюмах — и называла своих левреток в честь героинь оперы Андре Гретри «Земира и Азор» (по сказке «Красавица и Чудовище»). Она сочинила 9 оперных либретто и 14 комедий. Отметим коллекцию экспонатов, связанных с оперой Екатерины II «Начальное управление Олега»: эскизы к спектаклю, проекты декораций, раскрашенные гравюры со сценками из него, а также макет сцены третьего действия, созданный на основании рисунка Алексея Оленина.

Отдельный умопомрачительный экспонат и одна из оперных премьер фестиваля — в последнем зале, где зритель внезапно оказывается внутри снятого в режиме виртуальной реальности спектакля по мотивам опер, которые любила и даже специально заказывала императрица. Ее здесь сыграла Ингеборга Дапкунайте. Сам проект — детище режиссера Михаила Патласова, драматурга Ильи Кухаренко, дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica, а также солистов Большого театра. Для спектакля собраны исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II, а также редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые исполнены по подлинным партитурам в аутентичной манере.

Вторая премьера, подготовленная по инициативе «Царицыно», — камерная опера Кристофа Глюка «Китаянки», совместный проект музея-заповедника с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и солистами вокального ансамбля Intrada.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Театрократия. Екатерина II и опера»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+