18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Особенных» художников выдвинули на Премию Тёрнера

№94
Материал из газеты

Благодаря номинации коллектива нейроразнообразных художников и активистов Project Art Works и другим инициативам в этой области, мир искусства начинает принимать аутсайдеров, но опасность их эксплуатации сохраняется

Год пандемии привлек особое внимание к правам людей с ограниченными возможностями, и мир искусства не остался равнодушным. Об этом говорит номинация на престижную британскую Премию Тёрнера коллектива нейроразнообразных художников и активистов Project Art Works. Кроме того, две работы художницы-самоучки Хелен Рэй вошли в коллекцию Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. В октябре прошлого года Фонд Форда и Фонд Эндрю Меллона объявили о стипендии Disability Futures. А новая онлайн-платформа Art et Al помогает галереям и другим площадкам стать более доступными для художников с ограниченными возможностями. (Термин «нейроразнообразие» включает людей с расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, речевыми расстройствами, дислексией, синдромом Туретта и другими неврологическими и ментальными расстройствами и подразумевает принятие этих людей социумом наравне со всеми и без оглядки на их состояние. — TANR.)

По словам Дженнифер Гилберт, главы галереи Jennifer Lauren в Манчестере, представляющей художников-самоучек, нейроразнообразных художников и художников с ограниченными возможностями, номинация Project Art Works на Премию Тёрнера — это «мощное признание». За последний год художественный истеблишмент стал более расположен к сотрудничеству с ее художниками. Но для многих из них такие возможности, как открытые конкурсы и заказы на паблик-арт, по-прежнему недоступны. «Эти художники часто не могут сами заполнить заявку или даже не знают, что такие существуют», — поясняет Гилберт.

Художники, которые имеют проблемы с речью или другие особенности развития, также уязвимы. «Соглашаясь на выставку, я всегда задумываюсь о том, будут ли ко мне относиться справедливо», — говорит Томпсон Холл, художник из лондонской студии ActionSpace. Холл отмечает, что, когда ему предлагают устроить выставку, на ней он может оказаться под ярлыком «аутсайдера», который он не хочет навешивать на себя.

«Очень легко использовать тех, кто не получил художественного образования», — отмечает Пейдж Уэри, директор галереи Tierra del Sol в Лос-Анджелесе, которая продает работы художников с ментальными и физическими проблемами. Прежде чем перейти в Tierra del Sol, она в течение пяти лет управляла Good Luck Gallery, которая продавала произведения так называемых аутсайдеров. Некоторые пожилые и авторитетные дилеры советовали ей тогда дешево скупать работы художников-самоучек, а затем поднимать цены на них в несколько раз — она эту идею нашла шокирующей.

Хотя мир искусства постепенно изживает предубеждения, дилеры говорят, что некоторые коллекционеры по-прежнему рассчитывают покупать произведения этих художников за гроши. Соня Даттон, нью-йоркский дилер и участница ярмарки Outsider, описывает типичную картину, когда единицы признанных аутсайдеров старой гвардии, такие как Генри Даргер и Билл Трейлор, продаются по заоблачным ценам, а их не столь известные собратья попадают в один ряд с начинающими художниками. Даттон сетует, что «базовый уровень цен для самоучки, как правило, очень низкий, но, когда я поднимаю цены и объясняю почему, я получаю отказ».

При этом в некоммерческих студиях работы «особенных» художников стоят ниже $100. Клеа Массиани, куратор Creativity Explored, говорит, что это связано с демократичным подходом: они за то, чтобы давать молодым и малообеспеченным людям возможность покупать искусство.

Однако для нейроразнообразных художников и художников с ограниченными возможностями успех может иметь свою цену. Как в США, так и в Великобритании по закону лица, зарабатывающие больше определенной суммы, могут потерять льготы. Эта проблема особенно остро стоит в Великобритании, где заработок от продажи произведений искусства на сумму всего чуть более £100 в месяц может повлиять на выплаты. По мнению Уэри, есть еще много того, что нужно менять — как в законах, регулирующих доходы художников, так и в отношении стигматизации, которая снижает ценность их работ. «Они современные художники, делающие потрясающие вещи. И цены должны это отражать», — уверена Уэри.

Herbert Art Gallery & Museum
Выставка номинантов Премии Тёрнера
29 сентября 2021 − 12 января 2022
Объявление победителя состоится 1 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+