18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сцены из жизни женщины: Пушкинский показывает живопись Ксении Хауснер

№95
Материал из газеты

Крупноформатные полотна прибыли на выставку «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Москву из венской Альбертины

В Москве открылась большая ретроспектива австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951). Двадцать лет назад ее работы уже показывали в России, на выставке в Русском музее, а совсем недавно она участвовала в Московской биеннале современного искусства в Третьяковке.

Выставка в ГМИИ приехала из венской Альбертины (где была показана в этом году). Это 30 живописных работ, а также фотографии, которые делает художница. Хотя зрителям, привычным к соцреализму, к монументальным образам женщин-тружениц с советских плакатов, может показаться, что творчество Хауснер по-своему развивает эту линию, это не совсем так. Ее метод другой, он наследует скорее авангардным фотомонтажам.

Интересно, что ее отец — знаменитый австрийский художник Рудольф Хауснер, один из основоположников «фантастического реализма», во времена нацизма попавшего под запрет как «дегенеративное искусство», сестры тоже занимаются искусством. Ксения Хауснер прославилась как театральный художник, она участвовала в постановках Ковент-Гардена и театра Ла Монне, Зальцбургского фестиваля. Первые ее декорации были построены по принципу коллажа с использованием предметов, которые она находила в выселенных домах и на свалках. В 41 год она начала работать как свободный художник, но композиции ее картин напоминают о театральной сцене — ее героини находятся как будто под яркими софитами. И в то же время в этих картинах есть ощущение остановленного момента, как на фотографии, и это ощущение верное. Многие свои работы она пишет по фотографиям, которые сама снимает.

Ее большие, размашисто и смело написанные картины — настоящее женское царство. «Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — говорит она. При этом ситуации, в которых застигнуты ее персонажи, оставляют поле для разных интерпретаций. «Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», — считает автор. Хауснер феминистка не только в своем искусстве, но и в жизни, она активная участница движения «Женщины без границ». В своем творчестве она апеллирует к другим знаковым фигурам арт-феминизма, таким как Мария Лассниг, которая известна обнаженными, безжалостными к себе автопортретами, и к венской художественной традиции — Оскару Кокошке и Эгону Шиле, а названия своих работ Хауснер часто берет из популярных фильмов и книг.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
До 16 января

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+