Скажите, почему опера?
Царицыно — живое напоминание о блистательной эпохе Екатерины II, которая оперу любила и сама написала пять либретто. Резиденцию в Царицыне императрица строила для летних развлечений, так что идея появления здесь музыкального театра витала в воздухе. Название мы позаимствовали у Николая Евреинова (1879–1953, русский и французский режиссер, теоретик и историк искусства. — TANR), который объяснял словом «театрократия» всепроникающую власть театра в XVIII веке, театрализацию реальной жизни, когда любое событие, особенно касавшееся императрицы и ее окружения, превращалось в сценический ритуал.
Но опера — это движение, звук, свет, инженерия, а музей — тишина, храм. Как вы подружите эти две сущности?
Мы постоянно ищем новые форматы, и вот «Tеатрократия» — это выставка-фестиваль, для которой мы инициировали создание двух оперных спектаклей; они впоследствии станут экспонатами музея. Первая премьера — VR-спектакль, копродукция с Большим театром при участии дирижера Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica. Он создан режиссером-документалистом Михаилом Патласовым, в главной роли — Ингеборга Дапкунайте. Это современная постановка, где впервые за два с половиной столетия прозвучит редчайшая музыка XVIII века. Вторая премьера — копродукция «Царицыно» с театром «Трикстер», лауреатом «Золотой маски». Это опера «Китаянки» Кристофа Виллибальда Глюка, очень редко сегодня исполняемая. Причем кукольная опера, ноу-хау «Трикстера». Куклы для спектакля специально печатаются на 3D-принтере. Покажем мы и уже знаменитый спектакль «Трикстера» «Дидона и Эней». Екатерина II любила эту оперу, ассоциировала себя с греческой царицей Дидоной, легендарной основательницей Карфагена.
Еще года три назад мы и предположить не могли, что у одного нашего проекта будут настолько разные кураторы. Алексей Трегубов — сценограф и архитектор. Илья Кухаренко — театральный критик, оперный драматург и продюсер. Анна Корндорф — доктор искусствоведения, специалист по театру XVIII века. Екатерина Орехова — научный сотрудник Государственного Эрмитажа. Фестиваль «Территория» включил «Tеатрократию» в свою программу, для нас это признание правильности выбранного формата.
Какими музейными редкостями вы дополните насыщенный оперный репертуар?
Нашими партнерами стали 27 российских музеев, и многие выдали нам уникальные экспонаты. Государственный Эрмитаж любезно предоставил полный альбом эскизов знаменитого сценографа Карла Бибиены. Это портфолио художник преподнес Екатерине II, после чего был принят на работу при дворе. Альбом никогда прежде не демонстрировался, специально для нас его расшили по листам. Зрители увидят автографы написанных императрицей либретто, партитуры ее любимых опер. XVIII век не скупился на спецэффекты — мы расскажем, как они тогда делались, какие костюмы и декорации создавались для спектаклей, какие здания строились.
У выставки наверняка будет публичная программа.
Да, и очень большая, реализуем мы ее в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Она называется «Tеатр и музей. Опыты взаимодействия», включает мероприятия для профессионалов и широкой публики. Наши кураторы Антон Флеров и Мария Бейлина разработали образовательный курс для продюсеров театров и музеев. Преподаватели — эксперты из таких международных институций, как Музей Виктории и Альберта, Центр Помпиду в Меце, Берлинский филармонический оркестр, фестиваль в Экс- ан-Провансе. В июле завершился первый курс, «Проектная работа»; в сентябре начинается вторая часть — «Tеатр и музей как социальные агенты». Для широкой аудитории будет порядка 40 мероприятий. Для самого разного возраста. Резидентом «Детского Царицына» станет образовательный кластер театра «Новая опера» — ОКНО. Эту важную часть выставки курирует Алиса Спирина.
В этом году исполняется пять лет вашего директорства в музее-заповеднике «Царицыно». Что вы считаете главным достижением?
Музей обрел свою идентичность. Нашел сподвижников среди ведущих кураторов страны. Начал активно работать с собственными фондами. И конечно, мы увеличили посещаемость музея с 600 тыс. человек в год до 1,5 млн, а парка — с 4 млн до 6,5 млн. Это важный количественный показатель успешной работы. И все это достижения музейной команды, не лично мои. Хочу подчеркнуть, что основа преобразований была заложена Натальей Юрьевной Самойленко, возглавлявшей музей до меня.
Родилась в Перми.
Окончила Пермский государственный технический университет, Западно-Уральский институт экономики и права, Московскую высшую школу социальных и экономических наук (Шанинка).
Возглавляла объединение «Выставочные залы Москвы» и была исполнительным директором Ассоциации менеджеров культуры.
С апреля 2016 года генеральный директор Государственного музея- заповедника «Царицыно».
Наша особая гордость — «Детское Царицыно» с десятками событий и детскими сменами во время каникул. Мне хочется, чтобы, когда наши юные посетители лет через 15 вырастут, они вновь приезжали сюда, потому что у них с «Царицыно» уже есть история детской любви.
И все-таки, придя в музей, с чего вы начали?
Мы провели несколько социологических исследований, чтобы понять, кто наш постоянный зритель, и выявили порядка 50 групп — от молодых родителей до дендрологов и спортсменов. И постарались сделать так, чтобы им всем стало и в парке, и в музее удобнее. Мы начали рассматривать «Царицыно» не как дворец, но как дворцово-парковый комплекс. Его территория свыше 200 га, а во времена Екатерины земли было в 13 раз больше. Можно сказать, весь Южный округ Москвы имеет прямое отношение к нам. Здесь границы музея расширены до размеров парка, так что это нечто большее, чем стены, это идеи.
Один из наших летних лозунгов — «В Царицыно как на дачу!». Он привлекает публику, уставшую от городской суеты. Многие действительно приезжают сюда, чтобы подышать воздухом, насладиться природой в парке или искусством в музее. От центра до Царицына всего 25 минут на метро.
В каком направлении «Царицыно» будет двигаться дальше?
Если коротко, то мы хотим транслировать, что «Царицыно — близко», «XVIII век — это актуально», а «декоративно-прикладное искусство — это модно». Что касается музейной идентичности, то мы наметили для себя несколько основных векторов работы. Прежде всего, рассказ о XVIII веке и поиски языка для рассказа об этом в веке XXI. Нам интересен взгляд актуальных художников на XVIII век и на нашу главную героиню, Екатерину II. Интересно все, что касается дома Романовых (в ближайших планах — выставка «Романовы и Крым» и экспозиция, посвященная Москве Александра I). Важное направление — представление декоративно-прикладного искусства. Музейная коллекция начала формироваться в 1980-е годы, когда на территории Царицына существовал Музей ДПИ народов СССР, а его директором был Илья Глазунов. В наших фондах хранятся десятки тысяч произведений декоративно-прикладного искусства XX века, и мы пытаемся это наследие вернуть в культурное пространство, в научный обиход.
Современное искусство — тоже один из наших главных приоритетов. До марта 2022 года у нас проходит IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, где, помимо «достижений ткацкого искусства», мы показываем работы современных художников. Наконец, перформативные искусства. Яркий тому пример — «Tеатрократия. Екатерина II и опера». Когда мы формулировали это новое стратегическое направление, мы еще не знали, куда оно нас приведет. Сейчас мы определили подходящую нам форму «выставки-фестиваля» и дальше будем ее уточнять и исследовать.