18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ренессансное путешествие с Альбрехтом Дюрером проходит в Ахене

№94
Материал из газеты

Экспозиция «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» рассказывает историю годовой поездки Дюрера, главной целью которой было посещение коронации Карла V

Выставка, приуроченная к 500-летию путешествия Альбрехта Дюрера по Нижним Землям (исторические Нидерланды), открылась в Музее Сюрмонда — Людвига в Ахене. А в ноябре другая версия этой выставки заработает в лондонской Национальной галерее.

В основе экспозиции «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» лежат долгие годы исследований. Она рассказывает историю годовой поездки Дюрера, чьей главной целью было посещение коронации Карла V, состоявшейся в Ахене 23 октября 1520 года, и продление своего права на императорскую пенсию. Однако художник воспользовался случаем и для общения с коллегами, знакомства с их работами и продажи собственного искусства. Поэтому по пути он побывал в Антверпене, Брюгге, Брюсселе и Генте. Дюрер вел записи, представляющие собой нечто среднее между дневником и бухгалтерской книгой. Документ художника такого рода, дошедший до наших дней, — большая редкость. Несмотря на то что оригинал дневника за период с июля 1520 по июль 1521 года утрачен (за исключением одного листа, который сейчас находится в Британском музее), сохранились две его копии. Нюрнбергский архив на ахенскую выставку прислал более раннюю, датируемую приблизительно 1570 годом, а копия 1620 года из Государственной библиотеки Бамберга войдет в экспозицию в Национальной галерее.

Сегодня известно не менее 120 листов с рисунками (многие из них двусторонние) и 5 картин, созданных 49-летним художником во время той поездки. Для человека, который путешествует и параллельно занимается другими делами, Дюрер работал невероятно продуктивно.

Питеру ван ден Бринку, директору ахенского музея и куратору выставки, удалось собрать на ней 55 рисунков и 30 гравюр художника. Кроме того, в экспозицию вошло пять картин (из Бостона, Дрездена, Лиссабона, Лондона и Парижа) — значительное кураторское достижение, ведь живописных работ Дюрера очень мало. Здесь также представлено 90 произведений его современников.

Пожалуй, самый выдающийся экспонат — картина «Святой Иероним» (1521) из лиссабонского Национального музея старого искусства, которую Дюрер написал со старика, повстречавшегося ему в Антверпене. На эскизе он написал, что его натурщик был «девяноста девяти лет от роду и по-прежнему в ясном уме и добром здравии».

Больше всего в эпохальном путешествии художника поражает его бесконечная любознательность, особенно к тому, что казалось в те времена экзотическим. Он рисовал львов в гентском зверинце. Он любовался сокровищами ацтеков, привезенными испанцами из Америки, и записал в дневнике: «... меня поразила искусность людей из далеких стран».

Музей Сюрмонда — Людвига
«Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+