Всемирно известный куратор Жан-Юбер Мартен готовит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина проект «Бывают странные сближенья», который откроется 9 ноября и пройдет одновременно с Международным музыкальным фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Зрителям стоит приготовиться к новому опыту посещения музея: перед скорым закрытием главного здания на реконструкцию здесь решились на большой эксперимент. Шесть залов первого этажа займет новая экспозиция старых мастеров — выставке же Мартена отведено все пространство второго этажа, а не только привычные для временных проектов Белый зал и колоннада.
«Мы будем разрушать все принципы, к которым привыкли в постоянной экспозиции и во временных выставках. Может быть, сейчас нам, находящимся в стабильном стрессе, нужна именно такая эмоциональная встряска. И хотя мы сами немного боимся реакции людей, мыслящих консервативно и привыкших жить в прежней парадигме представлений о музее, я считаю, ее нужно менять», — рассказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.
Нынешняя выставка произошла из проекта «Древние украли все наши идеи», который планировалось представить в 2020 году во всем главном здании на Волхонке перед самым его закрытием на реконструкцию. Выставка «Бывают странные сближенья» состоит из 13 частей-глав и, судя по всему, на материале коллекции Пушкинского явит во всей красе кураторский прием Жан-Юбера Мартена, который находит что-то общее в произведениях разных стран и эпох и выстраивает неожиданные параллели. Этот прием уже можно было наблюдать на мартеновских выставках «Карамболь» в Гран-пале (2016) и «Против исключения», основном проекте III Московской биеннале современного искусства (2009).
«У меня складывается ощущение, что в последние десятилетия музеи уделяли много внимания знаниям в ущерб чувственному восприятию. Именно поэтому наша выставка не опирается на хронологию и привычные категории истории искусства. Ее мысль очень проста: это то, что, собственно, зритель видит, то, что изображает картина или произведение», — рассказал куратор о готовящейся выставке.
Так, в главе «От яблока к земному шару» он смиксовал «Адама и Еву» Лукаса Кранаха Старшего и «Спасителя» Джампетрино, в «За наблюдателем наблюдают» — «Испанку» Кеса ван Донгена и церемониальную маску племен Аляски, а в «От складки к геометрии» — набросок Луки Камбьязо «Снятие с Креста» и кубистическое полотно «Замок Ла-Рош-Гюйон» Жоржа Брака, происходящее из коллекции Сергея Щукина.
Главный, Белый зал займут произведения главы «От потаенного к двойному образу», и, по словам Александры Даниловой, российского сокуратора выставки, она, по идее, может ответить на популярный вопрос «что хотел сказать художник?». «Здесь Мартен блистательно предлагает разные визуальные аналогии, которые провоцируют наш взгляд. Вдруг мы видим, как персонажи с полотен Гогена обращаются в маски на древних сосудах. Одно из ключевых слов этого проекта — „игра“. Мартен обращает наше внимание на детали, второстепенные моменты, которые мы обычно упускаем, рассматривая то или иное произведение», — поделилась куратор своими впечатлениями.
К вещам из Пушкинского музея добавят некоторые экспонаты из коллекций этнографических и естественно-научных музеев. К примеру, из Дарвиновского прибудет чучело японской макаки с яблочком в лапке.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Бывают странные сближенья»
9 ноября 2021 — 6 февраля 2022