Специализироваться на русских художниках-эмигрантах, работавших в Париже, аукционный дом MacDougall’s решил с момента своего рождения в 2004 году. Это было логично: рынок был на подъеме, интерес к малоизвестным именам мастеров, работавших вместе с Джорджо де Кирико, Амедео Модильяни, Питом Мондрианом в 1900–1960-х годах, рос, цены были демократичными. За прошедшее с тех пор время многое изменилось: аукционный дом расширил рамки до традиционных русских торгов с произведениями XIX–XXI веков, цены сначала подросли, потом упали, несколько имен из длинного и неровного списка участников Парижской школы вырвались в лидеры, но многие до сих пор числятся в полузабытых.
И вот теперь аукционный дом получил для распродажи 6 октября более 200 работ из важной европейской коллекции, владельцы которой на протяжении нескольких десятилетий смогли собрать полную антологию Парижской школы с акцентом на ее русских и восточноевропейских участниках. «Поскольку это направление сейчас немодно, предстоящие торги — уникальная возможность приобрести работы русских абстракционистов и экспрессионистов по демократичным ценам. На торгах есть и широко известные, и еще не прозвучавшие имена, и хочу заметить, что часто это зависит не от таланта художника, а от превратностей его судьбы и везения», — рассказала глава аукционного дома Екатерина Макдугалл.
Действительно, эстимейт в большинстве случаев не превышает £15 тыс. При этом на торгах будут работы Марии Васильевой, Андре Ланского, Дмитрия Стеллецкого, баронессы Елены Эттинген, являющихся весьма заметными фигурами русского модернизма. Мария Васильева представлена на аукционе работой «Девушка с попугаем» (£20–30 тыс.). Две картины Дмитрия Стеллецкого — «Свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной» и «Крестный ход по случаю рождения Петра Великого» (£30–50 тыс. каждая) — были выполнены художником по заказу графини Веры Нарышкиной для ее мужа Кирилла Васильевича, потомка Натальи Нарышкиной, матери Петра I.
Среди топ-лотов — натюрморт Юрия Анненкова (£15–20 тыс.), «Парижская улица» авангардиста Ивана Пуни (£20–30 тыс.) и редкая ранняя работа Сергея Шаршуна «Водяная мельница в Плюманаке» (£10–20 тыс.). В числе более маргинальных (но не менее интересных с точки зрения истории искусства ХХ века) имен — Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Вера Эдельсон. На торгах также представлены художники Парижской школы восточноевропейского происхождения, венгры и поляки.