18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов

Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля

Знаменитая перформансистка Марина Абрамович по приглашению украинского Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» возвела на его территории инсталляцию. Создание памятника приурочено к 80-летию с момента массовой казни нацистами 34 тыс. киевских евреев 29–30 сентября 1941 года. За два последующих года число расстрелянных здесь возросло до 70–100 тыс. человек.

Абрамович прилетела в Киев для начала работ над возведением инсталляции в конце июля. «В Бабьем Яре чувствуешь невероятные эмоции и большую грусть, начинаешь рассуждать не только о том, что произошло с исторической точки зрения, но и о нашей человеческой природе. Почему мы, люди, должны быть дикими? Почему мы должны убивать, пытать? Почему делим людей на „нас“ и „их“? Кто такие „они“ и кто такие „мы“? Мы все — люди. Но почему история повторяется снова и снова? Когда ты идешь в Бабий Яр, начинаешь представлять тысячи и тысячи людей в одном месте и чувствуешь, будто идешь с ними», — рассказала тогда художница.

«Стена Плача» стала одним из крупнейших арт-объектов Европы, возведенных в последнее десятилетие. Одновременно возле нее могут находиться около 40 человек. Символически она связана с древней иудейской святыней — Стеной Плача в Иерусалиме.

Инсталляция представляет собой стену длиной 40 м и высотой 3 м, созданную из антрацита и инкрустированную 93 кристаллами кварца. Антрацитовый уголь украинский, а кристаллы, символизирующие энергию, доставлены из Бразилии. Гостей мемориала приглашают касаться стены, чтобы почувствовать силу камней.

«Посетители взаимодействуют с кристаллами, расположенными на уровне головы, груди и живота. Это взаимодействие направлено на восстановление связи частной памяти с коллективной через ощущения тела», — гласит описание памятника на сайте мемориала.

О выборе ключевого материала для сооружения объекта Абрамович рассказывала так: «Я работаю с кристаллами очень давно. Всегда считала, что кристаллы способны собирать весь свет энергетической памяти земли. Если настроиться на энергию кристалла, вы почувствуете, как память способна отмотать себя обратно… Это не только стена плача над тем, что произошло, но и стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение — это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее».

Официальная церемония открытия первой очереди мемориала, частью которой стала инсталляция, состоялась 6 октября. На ней выступили президенты Украины, Израиля и Германии Владимир Зеленский, Ицхак Герцог и Франк-Вальтер Штайнмайер.

До конца года на территории мемориала будет открыто первое музейное пространство — «Курган», разработанный берлинской архитектурной компанией SUB, сообщает сайт проекта. Там будет воспроизведена история расстрелов 29–30 сентября 1941 года с помощью технологии 3D-моделирования. Кроме того, уже представлен ряд объектов: символическая синагога «Место для размышлений», аудиовизуальная инсталляция «Зеркальное поле» с именами жертв, аудиоинсталляция на «Дороге Скорби», серия инсталляций «Взгляд в прошлое». В числе планируемых объектов — Музей истории забвения трагедии во времена СССР в бывшей конторе еврейского кладбища (архитектурное бюро OFFPOLINN) и ландшафтный горизонтальный музей.

Председатель наблюдательного совета Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» Натан Щаранский заявил на торжественной церемонии, что здесь будет воздвигнут музей мирового уровня. «Это очень амбициозный проект. Мы хотим создать символическое место, место, где собирались стереть память, а теперь это будет храм памяти, это будет место образования, науки, правды», — сказал он.

Мемориальный центр холокоста «Бабий Яр» официально был основан в 2015 году. Одним из членов его наблюдательного совета является бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук, регулярно входящий в списки 100 самых влиятельных людей в искусстве по версии британского журнала ArtReview. В прошлом году Мемориальный центр холокоста подписал меморандум о сотрудничестве с правительством Украины.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+