18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Современное турецкое искусство пришвартовалось на старинной верфи Золотого Рога

Ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul в Стамбуле впервые проходит на исторических верфях на берегу залива Золотой Рог, которые обещают вскоре стать новым модным культурным кластером города наподобие венецианского Арсенала

Для турецкой ярмарки Contemporary Istanbul, 16-й по счету, начинается новая эра: она впервые прошла в новом месте и концептуальные развалины старинной стамбульской верфи Tersane стали отличной декорацией для достижений современного искусства Турции. После того как в прошлом году из-за пандемийных ограничений ярмарку пришлось провести виртуально, организаторам удалось вновь собрать постоянных участников на встречу в обычном формате.

В этот раз участвует 47 галерей и еще 10 арт-институций против 74 участников в доковидном 2019-м; абсолютное большинство — турецкие, зарубежных не так уж и много. В числе последних — единственная галерея из России, рискнувшая впервые отправиться в Стамбул в эти непростые времена московская «Сцена/Szena». Изначально планировалось сделать Россию специальным гостем ярмарки (у Contemporary Istanbul есть устоявшаяся практика каждый год выбирать страну, которая окажется «в фокусе», а галеристы оттуда получают особые условия участия), но в этом году не сложилось.

Кроме того, в ярмарке участвуют AB Gallery из Сеула, Bavan Gallery, Mohsen Gallery и Khak Gallery из Тегерана, C24 и Marlborough Gallery из Нью-Йорка, JD Malat из Лондона, Galeria Joan Gaspar и Villa Del Arte из Барселоны, Mariana Custodio из Лиссабона, Claudia Schmidt из Цюриха, Mironova Gallery из Киева. Среди иностранных участников указаны активно работающие и открывшие представительства за рубежом турецкие галереи Zilberman из Берлина и Pi Artworks из Лондона, совместный стенд немецкой галереи König и турецкой Pilevneli, а также немецкая предпринимательница Анна Лаудель, которая сперва переехала в Стамбул сама, а позже открыла там галерею (теперь Anna Laudel есть и в Дюссельдорфе). Таким образом, даже международные участники в большинстве своем представляют на ярмарке турецких художников (например, нью-йоркская C24 и лондонская JD Malat), так что Contemporary Istanbul позволяет увидеть отличный срез современного искусства именно Турции. И в этом смысле она очень похожа на российские аналоги.

Это связано не в последнюю очередь со вкусами и предпочтениями местных коллекционеров. По словам немецкого куратора и арт-критика Маркуса Графа, давно живущего в Стамбуле, большинство современных частных коллекций Турции началось с классического османского искусства и произведений западных художников-ориенталистов, затем многие коллекционеры переключились на современных турецких художников и только сейчас начинают интересоваться международной сценой. Немало галеристов начинали как частные коллекционеры, а позже решили заняться галерейным бизнесом и теперь активно продвигают современных турецких художников за рубежом (яркий пример — галерея Zilberman, работающая в Стамбуле и Берлине). Один из самых сильных стендов на ярмарке — König Galerie x Pilevneli Gallery, совместный проект двух галерей из Берлина и Стамбула. Здесь представлены произведения Катарины Гросс, Сары Моррис, Ханса Оп де Бека, Али Эльмачи и Эрдогана Зюмрютоглу. Среди выдающихся работ — бронзовая скульптура Эрвина Вурма (€60 тыс.).

Турецкая галерея с занятным названием Sanatorium представляет молодых турецких художников Мехмета Дере, Фарида Расулова и скульптора Эду Сютунч. Привлекает внимание большая инсталляция Керема Озана Байрактара «Крылья и легкие», объединяющая цифровые изображения частей человеческого тела, животных, деталей гравюр, архитектуры и неопределенных органических форм.

Современные турецкие художники свободно работают с образами мирового масскульта. Микки-Маус, Дарт Вейдер, Капитан Америка — их изображения вы обязательно встретите на ярмарке. Но есть и те, кто соединяет современные технологии и традиционные формы национального искусства. Это видно, например, в неоновых ковровых инсталляциях Рамазана Джана или тканых работах художницы Белкис Балпинар на стенде Anna Laudel Gallery. Кстати, женская тема сейчас ярко звучит в Стамбуле — на ярмарке есть специальная экспозиция Akrasia, где демонстрируются работы десяти современных художниц из Турции, а в фонде Mesher на Истикляле (еще один культурный проект семьи местных мультимиллиардеров и покровителей искусства Коч) открылась выставка на основе исследования искусства турецких художниц, работавших в ХХ веке, чьи имена до сих пор не были известны ни публике, ни даже специалистам.

На стенде стамбульской галереи Dirimart привлекают внимание эффектная работа «Плодородие» немецкой художницы с турецкими корнями Мевланы Липп и мраморная скульптура Сечкина Пирима. Однако самый заметный экспонат на стенде посвящен русскому искусству. Объект под названием Gontcharova французского художника-концептуалиста Саркиса Забуняна (известен под псевдонимом Саркис) — это многократно увеличенный фотопортрет Наталии Гончаровой в футуристическом гриме. Лицо амазонки русского авангарда, которая тут явлена еще и как пионер боди-арта и перформанса, Саркис отмечает его фирменным элементом — радугой (художник представлял Турцию на биеннале в Венеции в 2015 году с проектом, основанным на рисунке радуги). Работа Саркиса оценена в €65 тыс.

Что касается Анастасии Шавлоховой и ее галереи «Сцена», то она признается, что приехала в Стамбул, скорее, на разведку и не рассчитывает на моментальную коммерческую отдачу. Она отметила демократичные цены и приверженность турецких коллекционеров местному искусству. Галерея представляет акварели молодого художника из Нальчика Ахмата Биканова (€1,5–4 тыс.), работы Евгения Дедова и Кирилла Гаршина (€7 тыс.).

По крайней мере, один русский художник нашелся и на стенде зарубежной галереи — престижной Marlborough из Нью-Йорка. В числе мировых звезд они привезли работы Гриши Брускина — эмали на стали ($12 тыс.) и шелкографии ($2 тыс.).

Среди спецпроектов ярмарки нельзя пройти мимо — в буквальном смысле — выставки современной скульптуры под открытым небом. Некоторые из почти четырех десятков объектов 30 авторов расположены прямо на старой пристани на берегу Золотого Рога. Еще один эффектный проект под открытым небом — инсталляция Рейчел Хейс «Флаги будущего» — посвящен проблемам современной экологии. Почти все произведения тут тоже можно купить, но средства от продажи пойдут в несколько общественных благотворительных организаций.

Основатель, председатель и «мозговой центр» Contemporary Istanbul — неутомимый Али Гюрели, который планирует сделать ярмарку и связанные с ней мероприятия двигателем культурной жизни и арт-рынка всего региона. Недавно у Contemporary Istanbul появились собственный художественный фонд и выставочная площадка Cocoon в модном квартале Фишхане в пригороде Стамбула Зейтинбурну, прошло несколько выставок и небольшая ярмарка местных галерей летом этого года. Однако планы Гюрели простираются куда дальше — в будущем на отреставрированной площади верфи Tersane появится галерейный кластер, а проекты Contemporary Istanbul будут идти круглый год. Что касается самой ярмарки, то ее как раз не собираются расширять с точки зрения количества участников, зато уже в следующем году обещают больше зарубежных галерей. Также планируется, что вход на ярмарку будет бесплатным, а со старым городом и другими важными точками на карте современного Стамбула Tersane Istanbul свяжут водные шаттлы, которые будут курсировать по Золотому Рогу и Босфору.

По словам Али Гюрели, смена места проведения ярмарки — лишь первый шаг на пути к изменениям. По его замыслу, в Tersane Istanbul должен появиться галерейный квартал, не уступающий лондонскому Челси и нью-йоркскому Манхэттену, а саму концепцию использования старых хозяйственных построек для экспонирования современного искусства, да еще и в окружении воды, он сравнивает ни много ни мало с Арсенале в Венеции. Основные направления деятельности Contemporary Istanbul Гюрели описывает как «искусство, культура, образование». Сюда можно добавить и международное сотрудничество: в ближайших планах — выставка турецкого современного искусства в Московском музее современного искусства и ответный проект с российскими художниками в Стамбуле, а также выставка паблик-арта Турции под открытым небом у Манежа в Санкт-Петербурге (скорее всего, в следующем году).

Планируемая реконструкция верфи Tersane Istanbul — это крупный девелоперский проект (говорят, территорию выкупил гостиничный гигант Rixos), а культурные проекты — лишь вишенка на торте. После реконструкции комплекс будет включать три отеля, жилой квартал, бутики, галереи, бары, рестораны, две марины, офисы. Однако именно креативные индустрии должны сделать его новым центром притяжения. Помимо Contemporary Istanbul, которая обоснуется здесь со своим фондом, тут разместится новое пространство Sadberk Hanim Museum и некий «Музей женщин».

Перестройкой комплекса судостроительных верфей на побережье Золотого Рога, некоторые части которого датируются 1455 годом, занимается одно из самых влиятельных в Турции архитектурных бюро Tabanlioğlu Architecture. Его глава Мюрат Табанлиоглу сейчас возглавляет реконструкцию Культурного центра Ататюрка на площади Таксим (строил его когда-то еще отец архитектора), который объединит концертный зал, библиотеку, звукозаписывающие студии и выставочное пространство под одной крышей.

Ярмарка Contemporary Istanbul продлится до 10 октября.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+