Давний поборник современного немецкого искусства Ричард Кальвокоресси в числе прочего занимался приобретением для британских государственных коллекций работ Георга Базелица (р. 1938). В книге об этом художнике он исследует его биографию начиная с самого раннего периода сознательной жизни — послевоенных лет в сельской Саксонии. Юный Ханс-Георг Керн (позднее взявший псевдоним Базелиц — по названию родного городка) вынужден был смиряться с тем, что он называл «разрушенным порядком, разрушенной местностью, разрушенными людьми, разрушенным обществом». Но, несмотря на тяготы, его никогда не покидали независимый дух, юмор, любовь к природе и тесная связь с малой родиной. В главе «Утраченная отчизна» Кальвокоресси увлекательно описывает юные годы своего героя, попутно показывая читателю происхождение сельских тем, появившихся в работах Базелица в начале 1960-х.
Из-за своей мятежной натуры в 1957 году он был исключен из Немецкой академии художеств в Восточном Берлине, после чего покинул ГДР и перебрался в Западный Берлин. Автор внимательно исследует реакцию Базелица на различия двух систем художественного образования. Любопытны воспроизведенные в издании фотографии молодого художника в классе Ханна Трира в западноберлинской Академии художеств, где Базелиц познакомился с ташизмом и американским абстрактным экспрессионизмом. Впрочем, даже перебравшись на Запад, он все равно оставался нонконформистом, противостоявшим впоследствии и «ташистской бесформенности», и нарождавшимся концептуальным тенденциям.
На картинах, созданных в начале 1960-х годов, появились дисгармоничные искаженные тела, представленные в самых провокационных видах. В них ощутимо влияние Отто Дикса, в частности его серии гравюр «Война» (1923–1924), которую молодой Базелиц мог видеть в Художественной галерее Нирендорфа. Однако это был лишь один из источников влияния. Кальвокоресси убедительно доказывает, что изображения человеческого тела у Базелица в то время были явным отголоском его представлений о «преступных деяниях нацистов». А в главе «Сельская изоляция» автор рассказывает об отъезде художника из Западного Берлина после скандала в прессе по поводу «непристойности» его творчества. Он перебрался в Остхофен близ Вормса, подальше от урбанизированного мира искусства.
Кальвокоресси прослеживает несколько отчетливых стадий профессиональной деятельности Базелица как живописца, гравера и скульптора на протяжении шести десятилетий, не забывая о его увлечении историей искусства Италии (в частности, маньеризмом) и Германии. Превосходно написанная, содержащая любопытные открытия в части мотиваций художника на каждой творческой стадии, эта книга — самый серьезный на сегодня труд, посвященный Базелицу.