18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Труды и дни Георга Базелица в книге Ричарда Кальвокоресси

№95
Материал из газеты

Автор рассказывает не только о профессиональной деятельности Базелица как живописца, гравера и скульптора на протяжении шести десятилетий, но и не забывает о его увлечении историей искусства Италии и Германии

Давний поборник современного немецкого искусства Ричард Кальвокоресси в числе прочего занимался приобретением для британских государственных коллекций работ Георга Базелица (р. 1938). В книге об этом художнике он исследует его биографию начиная с самого раннего периода сознательной жизни — послевоенных лет в сельской Саксонии. Юный Ханс-Георг Керн (позднее взявший псевдоним Базелиц — по названию родного городка) вынужден был смиряться с тем, что он называл «разрушенным порядком, разрушенной местностью, разрушенными людьми, разрушенным обществом». Но, несмотря на тяготы, его никогда не покидали независимый дух, юмор, любовь к природе и тесная связь с малой родиной. В главе «Утраченная отчизна» Кальвокоресси увлекательно описывает юные годы своего героя, попутно показывая читателю происхождение сельских тем, появившихся в работах Базелица в начале 1960-х.

Из-за своей мятежной натуры в 1957 году он был исключен из Немецкой академии художеств в Восточном Берлине, после чего покинул ГДР и перебрался в Западный Берлин. Автор внимательно исследует реакцию Базелица на различия двух систем художественного образования. Любопытны воспроизведенные в издании фотографии молодого художника в классе Ханна Трира в западноберлинской Академии художеств, где Базелиц познакомился с ташизмом и американским абстрактным экспрессионизмом. Впрочем, даже перебравшись на Запад, он все равно оставался нонконформистом, противостоявшим впоследствии и «ташистской бесформенности», и нарождавшимся концептуальным тенденциям.

На картинах, созданных в начале 1960-х годов, появились дисгармоничные искаженные тела, представленные в самых провокационных видах. В них ощутимо влияние Отто Дикса, в частности его серии гравюр «Война» (1923–1924), которую молодой Базелиц мог видеть в Художественной галерее Нирендорфа. Однако это был лишь один из источников влияния. Кальвокоресси убедительно доказывает, что изображения человеческого тела у Базелица в то время были явным отголоском его представлений о «преступных деяниях нацистов». А в главе «Сельская изоляция» автор рассказывает об отъезде художника из Западного Берлина после скандала в прессе по поводу «непристойности» его творчества. Он перебрался в Остхофен близ Вормса, подальше от урбанизированного мира искусства.

Кальвокоресси прослеживает несколько отчетливых стадий профессиональной деятельности Базелица как живописца, гравера и скульптора на протяжении шести десятилетий, не забывая о его увлечении историей искусства Италии (в частности, маньеризмом) и Германии. Превосходно написанная, содержащая любопытные открытия в части мотиваций художника на каждой творческой стадии, эта книга — самый серьезный на сегодня труд, посвященный Базелицу. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+