В январе 2022 года Sotheby’s выставит на аукцион за $40 млн «Мужа скорбей», недавно атрибутированного позднему Боттичелли. После продажи в начале 2021 года «Портрета молодого человека с медальоном» художник официально стал вторым самым дорогим старым мастером после Леонардо да Винчи, и это большая удача для аукционного дома — так быстро найти другую картину Боттичелли. Мы решили выяснить, какие еще произведения кисти этого художника появлялись на аукционах. И как они там появляются.
Сейчас самая дорогая работа Боттичелли — картина, изображающая неизвестного юношу, которая ушла на Sotheby’s 28 января 2021 года, предположительно, к российскому покупателю из Монако. Ранее она принадлежала фонду, учрежденному для минимизации налогов нью-йоркским девелопером и миллиардером Шелдоном Солоу, который скончался в ноябре прошлого года. Солоу приобрел картину в 1982 году приблизительно за $1,3 млн. Тогда ее хотел купить Музей Гетти, но решил не ввязываться, поверив эксперту, утверждавшему, что автор — Франческо Боттичини (интересно, что даже Джорджо Вазари спутал их произведения, приписав Боттичелли «Вознесение Марии» Боттичини).
Портрет хорошо известен публике: последние 30 лет его регулярно показывали на выставках в крупнейших музеях мира. А первое упоминание о картине относится к 1930-м годам, когда она находилась в собрании лорда Ньюборо и хранилась в городе Карнарвон на севере Уэльса.
Михаил Тарханиота Марулл родился уже после падения Константинополя, но всегда подчеркивал свою связь с греческой цивилизацией, тем более что он получил прекрасное классическое образование. Солдат-наемник и поэт, вторую родину он обрел в Италии, где под именем Микеле Марулло вошел в историю Ренессанса, став учителем греческой культуры и образцом для подражания, повлиявшим на многих гуманистов.
Его портрет кисти Боттичелли, когда-то принадлежавший пасынку Наполеона, вице-королю Италии Эжену де Богарне и, по некоторым сведениям, даже кому-то из петербургской знати, лондонская галерея Trinity Fine Art представила на ярмарке Frieze Masters в октябре 2019 года. Владелица — Элена Камбо, дочь каталонского политика Франческа Камбо (1876–1947). Коллекционером он был столь крупным, что других своих боттичелли попросту подарил Прадо в 1941 году. Это был знаменитый цикл «Новелла о Настаджо дельи Онести» по мотивам «Декамерона» Боккаччо. Согласно завещанию отца, Элена могла выбрать себе одну-единственную картину. Все остальное собрание после кончины мецената отошло Национальному музею Каталонии.
В 2004 году Элена Камбо дала «Портрет Михаила Тарханиоты Марулла» Музею Прадо для временного экспонирования. Была надежда, что музей (кстати, сразу застраховавший его на €60 млн) картину выкупит, но этого не произошло. И вот дело дошло до арт-ярмарки. Представители галереи Trinity Fine Art сообщили, что Элена и ее дети (которых 14!) рассчитывают получить за Боттичелли не меньше $30 млн. Однако портрет находится под охраной государства, и это мешает отправить его на иностранные Christie’s или Sotheby’s и попросить в два раза больше.
Однако никаких торжествующих пресс-релизов после Frieze Masters не появилось: очевидно, охотников купить картину без права вывоза за пределы Испании так и не нашлось. В этом году, 22 января, Элена Камбо скончалась. В июне было объявлено, что на три года портрет будет предоставлен наследниками для экспонирования Музею изящных искусств Валенсии. Правда, перед этим работа улетела в Париж на выставку Боттичелли, которая проходит в Музее Жакмар — Андре (открыта до 24 января будущего года). Не исключено, что она еще появится на торгах.
В 2013 году Christie’s продал ее за $10,44 млн. Именно «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем», которой с 1931 по 1985 год владела семья Рокфеллеров, откуда и ее неофициальное название, удерживала до января этого года рекорд по продажам Боттичелли, более чем вдвое превысив предыдущую продажу. Любопытно, что в 2010-м ее же пытались продать на ярмарке TEFAF в Маастрихте за $15 млн, но тогда желающих купить картину за такие деньги не нашлось, и на аукцион Christie’s она была выставлена с эстимейтом всего $5–7 млн.
Первое упоминание об этом произведении относится только к 1887 году, когда в аукционный дом Christie’s ее принес один шотландский джентльмен. Где «Мадонна Рокфеллера» находилась ранее — неизвестно. Неизвестно это и сегодня: покупатель, как водится, анонимен.
А вот загадочная работа, которая, быть может, еще принесет сюрпризы. В 2019 году на цюрихских торгах Schuler Auktionen был продан «Портрет юноши» кисти анонима «в манере Боттичелли». Интрига связана с тем, что эстимейт картины был всего 5–7 тыс. швейцарских франков. Но целых три соперника решили поставить на то, что это все-таки Боттичелли. И в итоге за полчаса подняли цену до 6,4 млн франков (около $6,36 млн), взвинтив ее почти в тысячу раз.
Эта работа, происходящая из частной коллекции, известна экспертам давно. До 1924 года произведение, предположительно, входило во флорентийское собрание Луиджи Грасси. Тогда же оно появилось на рынке и было куплено швейцарским коллекционером, в семье которого хранилось до сих пор. Великий искусствовед Вильгельм Боде сразу выдвинул версию, что это именно Боттичелли. С ним были согласны многие эксперты, однако сомнения все-таки оставались. Высказывалось и мнение, что это работа фра Филиппо Липпи или его сына Филиппино Липпи.
Согласно отчетам современных специалистов, портрет сильно переписан и некачественно отреставрирован. Вероятно, новый владелец займется изучением картины и спустя несколько лет опубликует доказательства той или иной версии. Если, конечно, его новости будут хорошими — в противном случае нас наверняка ожидает молчание.
Это последний из трех достоверных портретов кисти Боттичелли, до сих пор остающихся в частных руках. В 2003 году он был выставлен на торги Sotheby’s с эстимейтом $2,5–3,5 млн, но остался непроданным. В 2007-м владелец снова решил испытать удачу — и Sotheby’s удалось продать картину за $4,744 млн (при том же эстимейте). Вот что значит появился правильный покупатель! А еще важно, что после первых неудачных торгов портрет принял участие в крупной выставке Боттичелли 2003–2004 годов, прошедшей во флорентийском Палаццо Строцци.
Родословная у этой картины подлиннее и понадежнее, чем у прочих в нашем списке. В первой половине XIX века она принадлежала итальянским маркизам Ринуччини. В 1930-х годах их потомок князь Тривульцио продал портрет медиамагнату Гарольду Хармсворту, одному из основателей Daily Mail и Daily Mirror. С той же поры произведение известно научному сообществу.
Особенностью этого тондо является изображение окна на заднем плане, сквозь которое видно, как святой Франциск получает стигматы. Картина была выставлена на аукцион Sotheby’s в 2012 году. Крупное произведение (121 см в высоту) впервые упоминается в середине XIX века как находящееся в поместье в Эссексе. В начале следующего столетия оно оказалось в Швеции и бродило по местным коллекциям и торгам как работа мастерской Боттичелли или же его последователя.
Именно как работа «последователя Боттичелли» картина добралась до лондонских торгов Sotheby’s в 1980 году, где была приобретена за незначительную сумму. Новый владелец очистил ее от многочисленных поздних записей. Некоторые из них были совсем загадочными (например, Мадонну и Младенца раньше зачем-то переделали в брюнетов, что сразу лишило их «боттичеллиевости»). Кроме того, по просьбе нового владельца было проведено большое научное исследование, восстановившее историю картины до ее появления в Швеции. Это позволило вернуть тондо настоящее авторство — и выручить за него более заметную сумму.
В 2006 году «Мадонна с Младенцем и гранатом» ушла на Christie’s за £3,8 млн. Как и в большинстве случаев, эта картина впервые появилась на публике в Великобритании в конце XIX века и была, очевидно, привезена из Италии каким-то состоятельным туристом. В 2019-м на Sotheby’s была продана «Мадонна с Младенцем на фоне окна» — чуть дешевле, за £3,015 млн. Она происходит из собрания шотландского замка Крейг и впервые появилась на рынке в 1907 году, с тех пор сменив множество владельцев.
А вот «мадонн», чье авторство указано как «мастерская Боттичелли», можно приобрести гораздо дешевле — от £9 тыс. до £900 тыс., в зависимости от уровня живописи. Правда, верить, что все они гарантированно побывали в мастерской художника, не стоит.