18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дизайн сегодня: создание объектов или выстраивание отношений?

№95
Материал из газеты

Глобальная дизайнерская повестка, преподнесенная в интерпретации Элис Росторн, уходит корнями в воззрения позднего Ласло Мохой-Надя

Вслед за переведенными и изданными на русском языке бестселлерами последних лет «О положении вещей. Малая философия дизайна» Вилема Флюссера и «Невидимый дизайнер» Джона Сибрука новая книга британки Элис Росторн «Дизайн как отношение» (в переводе Марии Савостьяновой) рассказывает об актуальных тенденциях в этой сфере. Опираясь на идеи Ласло Мохой-Надя (1895–1946), сформулированные в его книге «Видение в движении», Росторн понимает дизайн предельно широко — как «средство борьбы против нарушений прав человека и способ глубокого личного самовыражения». Отчаянная путешественница, критик и публицист, в прошлом директор лондонского Музея дизайна, она написала хлесткий, порой экзальтированный текст, не только отдающий дань уважения Мохой-Надю, но и продвигающий сегодняшнюю глобальную повестку.

Каждая глава посвящена какой-либо проблеме и начинается с исторической справки. Например, первая — «Что такое „отношенческий“ дизайн?» — рассказывает о первопроходцах «дизайна как отношения», то есть об адептах «идейного дизайна», как его называет автор. Правда, речь идет не о рядовых проектировщиках, а о мыслителях, способных перевернуть мир. В целом же автор приравнивает всяческие полезные изобретения человечества, будь то строительство галеонов на верфях Арсенала в Венеции или внедрение типовых больниц, к дизайнерской импровизации. В конце концов Росторн находит корни конструкторского мышления в доисторическом прошлом и делает экстравагантное заявление: «Первобытные мужчины и женщины действовали как дизайнеры, обтачивая палки и камни, чтобы делать их пригодными инструментами для сельского хозяйства, или лепя из глины сосуды для еды и питья».

В одной из глав автор ставит вопрос об отличии дизайна от искусства — и сводит его к проблеме определений. Дизайн функционален, а также отличается «особым отношением к культуре дизайна», пишет Росторн, подразумевая, что художники этого профиля всегда состоят в диалоге с предшественниками. Она приводит в пример итальянского проектировщика Мартино Гампера, который создал фирменный стиль на основе предметов, выброшенных на улицу дизайнером-сюрреалистом Карло Моллино. Но разве «обычные» художники не точно так же ссылаются на коллег по цеху? Важный для исследовательницы тезис заключается в том, что дизайн и искусство «по-разному влияют на общество». Приписывая первому сверхъестественные свойства — предотвращать экологические кризисы или решать проблемы с беженцами, Росторн как будто не верит в способность искусства отвечать на вызовы реальной жизни.

Особое место автор отводит социальным темам: профессиональной реализации женщин и темнокожих, вопросам этики, экологичности и даже политики. Ее героиней среди дизайнеров-женщин оказывается голландка Хелла Йонгериус, сумевшая войти в когорту ведущих промышленных дизайнеров и получить контракт с авиакомпанией KLM. Делится Росторн и историей успеха афроамериканского графического дизайнера Эмори Дугласа, рисовавшего жертв расизма для газеты «Черная пантера». Его выставки прошли в начале 2000-х в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и Новом музее в Нью-Йорке.

Росторн приводит безрадостную статистику Американского института графического искусства по гендерному и расовому признакам для специалистов, занятых в этой сфере. Здесь абсолютное большинство позиций — 86% — занимают белые мужчины, поэтому успех Эмори Дугласа — исключение из правил. Как адепт этичного и экологичного производства, Росторн также призывает вместо iPhone перейти на смартфоны Fairphone, чьи производители наносят меньший вред окружающей среде и не ущемляют права своих работников. А завершается книга примерами дизайн-проектов, помогающих беженцам адаптироваться на новом месте. Интерес представляет справочный раздел, посвященный отдельным дизайнерам и проектам, упомянутым в книге.

Росторн переосмысляет дизайн в контексте гендерной теории, постколониальной критики, инклюзии и экоактивизма, но все же ее книга содержит, скорее, обзор современных тенденций, чем по-настоящему глубокое исследование. Общая мысль сводится к тому, что дизайн должен наконец получить общественное доверие и политическую поддержку, а собственную миссию Росторн видит в освобождении отрасли от стереотипных представлений о ней как о ремесле и от обвинений в чрезмерной коммерциализации. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+