18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Арт-раскопки на Таманском полуострове: псевдоримский моноптер и сувениры с «Авито»

№95
Материал из газеты

Фонд искусства «Голубицкое», расположенный недалеко от Тамани, представил яркий проект — выставку под открытым небом, куратором которой стал Андрей Ерофеев

Фонд искусства «Голубицкое» начал работу больше года назад по инициативе мецената и коллекционера Александра Мечетина (BELUGA Group) как новый проект команды Центра современного искусства «Заря» (Владивосток).

Сейчас в фонде работает выставка под открытым небом с участием столичных и нестоличных знаменитостей. Знаменитый куратор Андрей Ерофеев предложил русский эквивалент неуклюжего англоязычного site-specific art — «выставка уместного искусства»; первая же часть названия проекта — De profundis — отсылает к латинскому псалму, покаянной молитве, начинающейся словами: «Из глубины взываю к Тебе, Господи».

Именно разнообразные глубины и стали темой выставки. Художникам было предложено выступить в роли археологов, откапывающих сокровища в многочисленных культурных слоях, которые содержит местная почва. Древние артефакты, на самом деле найденные на этой земле, можно видеть в Таманском археологическом музее. Участники же выставки сосредоточили свое внимание больше на нашем современном восприятии и работы археологов, и самого понятия древности.

Группа ХУ («Художественное уединение»), в которую время от времени объединяются выступающие соло художники, в их числе Ирина Корина, группа «ЕлиКука», группа «Обледенение архитекторов», подняла лежащую на поверхности, простите за каламбур, тему античности, греческих поселений, и соорудила и надувные колонны, и «Храм Весты» из камыша, и целую инсталляцию «Раскоп», имитирующую место работы археологов и доказывающую, что любой пустяк, найденный здесь, априори в нашем восприятии обладает научной ценностью.

Елена Колесникова, художница из Геленджика, посвятила работу важному аспекту археологии — черному рынку, где циркулируют сокровища, проследив на «Авито» покупки «типичных таманских сувениров».

Маршрут выставки, пролегающий по виноградникам винодельческого хозяйства «Поместье Голубицкое», ведет зрителя от одних «раскопок» к другим — от «Коллекции археолога» Гриши Брускина с древнесоветскими бронзовыми истуканами к «научному открытию» Ирины Наховой — костям животных, сложенным в гексаграммы из книги «И Цзин» и свидетельствующим, что в Тамань когда-то прокрались конфуцианцы. Краснодарская группировка ЗИП нарыла каркас «Гондолы», на которых якобы передвигались местные жители в древности, а микрогруппа из Ижевска «Город Устинов», знаменитая тем, что работает с микроскопическими деталями, выложила свои «Пляжные находки». Тропа приводит ко второй части выставки — туда, где в результате оседают черепки и амфоры, и это, конечно, музей. Коллективными усилиями художники соорудили типичный этнографический музей, главным экспонатом которого стал огромный макет станицы Голубицкая с наземной и подземной частями. В этом участвовали Константин Звездочетов, «зипы», Леонид Баталов.

Археология — модная тема и мирового искусства, достаточно вспомнить нашумевший проект художника Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения корабля „Невероятный“», но приятно, что, в отличие от звездного британца, который имитировал всю историю искусства, участники выставки сосредоточились на конкретном месте. По словам куратора фонда «Голубицкое» Алисы Багдонайте, «для нас имеет большое значение, что художественные проекты созданы специально для этой выставки и этого пространства, и они по-разному конструируют образы прошлого — образы, которые в равной степени строятся на археологических доказательствах, исторических исследованиях, народной или авторской мифологии».  

Станица Голубицкая
«De profundis. Выставка уместного искусства»
До конца октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+