18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-раскопки на Таманском полуострове: псевдоримский моноптер и сувениры с «Авито»

№95
Материал из газеты

Фонд искусства «Голубицкое», расположенный недалеко от Тамани, представил яркий проект — выставку под открытым небом, куратором которой стал Андрей Ерофеев

Фонд искусства «Голубицкое» начал работу больше года назад по инициативе мецената и коллекционера Александра Мечетина (BELUGA Group) как новый проект команды Центра современного искусства «Заря» (Владивосток).

Сейчас в фонде работает выставка под открытым небом с участием столичных и нестоличных знаменитостей. Знаменитый куратор Андрей Ерофеев предложил русский эквивалент неуклюжего англоязычного site-specific art — «выставка уместного искусства»; первая же часть названия проекта — De profundis — отсылает к латинскому псалму, покаянной молитве, начинающейся словами: «Из глубины взываю к Тебе, Господи».

Именно разнообразные глубины и стали темой выставки. Художникам было предложено выступить в роли археологов, откапывающих сокровища в многочисленных культурных слоях, которые содержит местная почва. Древние артефакты, на самом деле найденные на этой земле, можно видеть в Таманском археологическом музее. Участники же выставки сосредоточили свое внимание больше на нашем современном восприятии и работы археологов, и самого понятия древности.

Группа ХУ («Художественное уединение»), в которую время от времени объединяются выступающие соло художники, в их числе Ирина Корина, группа «ЕлиКука», группа «Обледенение архитекторов», подняла лежащую на поверхности, простите за каламбур, тему античности, греческих поселений, и соорудила и надувные колонны, и «Храм Весты» из камыша, и целую инсталляцию «Раскоп», имитирующую место работы археологов и доказывающую, что любой пустяк, найденный здесь, априори в нашем восприятии обладает научной ценностью.

Елена Колесникова, художница из Геленджика, посвятила работу важному аспекту археологии — черному рынку, где циркулируют сокровища, проследив на «Авито» покупки «типичных таманских сувениров».

Маршрут выставки, пролегающий по виноградникам винодельческого хозяйства «Поместье Голубицкое», ведет зрителя от одних «раскопок» к другим — от «Коллекции археолога» Гриши Брускина с древнесоветскими бронзовыми истуканами к «научному открытию» Ирины Наховой — костям животных, сложенным в гексаграммы из книги «И Цзин» и свидетельствующим, что в Тамань когда-то прокрались конфуцианцы. Краснодарская группировка ЗИП нарыла каркас «Гондолы», на которых якобы передвигались местные жители в древности, а микрогруппа из Ижевска «Город Устинов», знаменитая тем, что работает с микроскопическими деталями, выложила свои «Пляжные находки». Тропа приводит ко второй части выставки — туда, где в результате оседают черепки и амфоры, и это, конечно, музей. Коллективными усилиями художники соорудили типичный этнографический музей, главным экспонатом которого стал огромный макет станицы Голубицкая с наземной и подземной частями. В этом участвовали Константин Звездочетов, «зипы», Леонид Баталов.

Археология — модная тема и мирового искусства, достаточно вспомнить нашумевший проект художника Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения корабля „Невероятный“», но приятно, что, в отличие от звездного британца, который имитировал всю историю искусства, участники выставки сосредоточились на конкретном месте. По словам куратора фонда «Голубицкое» Алисы Багдонайте, «для нас имеет большое значение, что художественные проекты созданы специально для этой выставки и этого пространства, и они по-разному конструируют образы прошлого — образы, которые в равной степени строятся на археологических доказательствах, исторических исследованиях, народной или авторской мифологии».  

Станица Голубицкая
«De profundis. Выставка уместного искусства»
До конца октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+