18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Копия «Моны Лизы» проливает новый свет на оригинал

Ученик Леонардо, создавший «Мону Лизу» из Прадо, также является автором копий «Святой Анны» и «Спасителя мира». Все их можно увидеть на выставке в мадридском музее

Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“», открытая в Прадо до 23 января и посвященная версии знаменитой картины, предлагает по-новому взглянуть на оригинал Леонардо да Винчи. В некотором отношении в копии из собрания мадридского музея замысел художника виден лучше, чем в оригинале из Лувра.

Картина из Прадо долго считалась всего лишь одной из многочисленных копий «Моны Лизы», но около десятилетия назад реставраторы обнаружили, что темный фон на ней на самом деле является поздней записью, скрывающей пейзаж на заднем плане. Запись расчистили и в 2012 году объявили о захватывающем открытии: подмалевки луврского оригинала и копии из Прадо очень похожи. Это позволяет предположить, что копия делалась не с полностью законченного оригинала, а обе картины создавались в мастерской Леонардо параллельно.

Важно также, что некоторые элементы композиции на копии сохранились лучше, чем на оригинале. В их числе детали подлокотника, вышивка, идущая по краю ткани на груди модели, и полупрозрачная ткань, лежащая на ее левом плече. Цвета на копии из Прадо значительно ярче и, возможно, ближе к оригинальным, поскольку луврская картина покрыта сильно затемняющим ее потускневшим лаком. Кроме того, губы модели на копии сохранили тот розовый оттенок, который отметил автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Важный вопрос — дата создания копии «Моны Лизы» из Прадо. Оригинал из Лувра датируется широким диапазоном — с 1503 года до смерти Леонардо в 1519 году. Датировка копии из Прадо чуть уже — 1507–1516 годы. Раньше в Прадо считали, что их работа написана одним из двух учеников маэстро — Андреа Салаи или Франческо Мельци. Салаи начал работать на Леонардо в 1490 году и, возможно, стал его любовником, а Мельци попал в мастерскую около 1506 года. Однако знаменитый эксперт по творчеству Леонардо Мартин Кемп из Оксфордского университета не согласен с этой атрибуцией. «Единственная подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо, а для уверенной атрибуции Мельци у нас нет достаточного корпуса работ», — говорит он. Судя по всему, в Прадо тоже начинают склоняться к этой точке зрения.

Сейчас специалисты мадридского музея склонны приписывать произведение тому же неустановленному художнику из мастерской Леонардо да Винчи, который создал копии еще двух его картин. Речь идет о так называемой версии де Гане «Спасителя мира» (1505–1515), находящейся в частной коллекции, и «Святой Анне» (1508–1513) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.

Экспозиция в Прадо рассказывает и о других произведениях Леонардо и его учеников. Например, о двух копиях «Мадонны с веретеном», оригинал которой утерян. Кураторы выставки считают, что две сохранившиеся копии, почти одновременные оригиналу, созданы учениками Леонардо, а не самим великим мастером. Хотя Национальные музеи Шотландии, отправившие в Испанию так называемую копию Бакклю, по-прежнему видят в ней руку Леонардо. Споры вокруг авторства далеко не закончены.

Музей Прадо, Мадрид
«Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника»
До 23 января 2022 года

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+