18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый закон Великобритании о протестах может перевернуть мир искусства

№95
Материал из газеты

Палата лордов рассматривает законопроект, который угрожает традициям арт-активизма

Последнее десятилетие в Великобритании можно было бы назвать периодом затишья, если бы не разгоревшиеся протестные движения в самом его конце: по поводу Brexit в 2018 году, экоактивистов Extinction Rebellion в 2019 году, Black Lives Matter в 2020 году и Kill the Bill в 2021 году. Они затронули и мир искусства — число художников, поднимающих в своих работах социально-политические темы, растет. Некоторые из них борются за собственные права и в составах групп активистов.

Сейчас палатой лордов рассматривается законопроект «О полиции, преступности, приговорах и судах» (PCSC), направленный на ограничение прав демонстрантов и митингующих. Многостраничный (почти три сотни страниц) билль в случае принятия будет применяться как к групповым, так и к индивидуальным демонстрациям. Карать будут и за подстрекательство к протестам, причем незнание закона не освобождает от наказания за его нарушение.

«PCSC нацелен на то, что делает протесты протестами: возможность шуметь, нарушать статус-кво и раздражать власть имущих», — говорит Чарли Холт, советник по кампаниям в Великобритании в правозащитной организации «ПЕН-клуб». Работы многих художников представляют собой акты протеста — от Тани Бругеры до Бэнкси. Авторы врываются в общественное пространство, создавая настенные рисунки, плакаты и проводя перформансы. Это могут быть и акции художников, направленные против компаний или институций. Один из подобных примеров — кампания Нан Голдин «Боль» против музеев, принимавших деньги от семьи Саклер, чья фармацевтическая фирма замешана в опиоидный скандал в США.

«Согласно новому закону, шум — неотъемлемая часть практически любого успешного протеста — станет поводом для действий полицейских, а „серьезные беспорядки“ объявлены юридически наказуемой формой общественного вреда, — отмечает Холт. — Эти пункты можно рассматривать как угрозу для любого, кто стремится привлечь к ответственности сильных мира сего или бросить вызов существующим нормам посредством провокационных форм самовыражения. Более того, закон также может распространяться на перформанс как форму протеста».

Один из художников, встревоженных законопроектом о протестах, — Марк Уоллингер, создатель работы «Государство Великобритания» (2007), отмеченной Премией Тернера. Это произведение — воссозданный палаточный «лагерь мира» на Парламентской площади, в котором активист Брайан Хоу жил много лет, протестуя против войны в Ираке. Его жилище снесли после принятия в 2005 году закона, запрещающего протестовать в центре города.

«Использование расплывчатых терминов, которые могут трактоваться и искажаться как угодно, — это признак беспечности, которая может поставить под угрозу принципиальных и угнетенных, справедливо разгневанных людей», — уверен Уоллингер.

Из-за отсутствия ясности формулировок вызывают озабоченность и те положения, которые касаются ответственности за подстрекательство. В прошлом году, когда дебаты о правах музейных работников, сносе памятников и обращении с чернокожими обострились настолько, что люди вышли на улицы, СМИ ответили на это репортажами и колонками. Неизвестно, не будут ли после принятия закона такие материалы рассматриваться как подстрекательство. Национальный союз журналистов (NUJ) озабочен. «Должна быть защита права на протест, и СМИ должны иметь право сообщать информацию», — говорит генеральный секретарь союза Мишель Стейнистрит.

Однако некоторые представители мира искусства считают, что законопроект не помешает людям открыто выражать свою точку зрения. «Я не думаю, что PCSC отпугнет людей, — говорит художник и режиссер Бафф Акото. — В Великобритании сильна традиция митингов и демонстраций. Чего вы не сможете сделать, так это запретить людям в справедливом порыве вставать и выражать свое несогласие». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+