18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый закон Великобритании о протестах может перевернуть мир искусства

№95
Материал из газеты

Палата лордов рассматривает законопроект, который угрожает традициям арт-активизма

Последнее десятилетие в Великобритании можно было бы назвать периодом затишья, если бы не разгоревшиеся протестные движения в самом его конце: по поводу Brexit в 2018 году, экоактивистов Extinction Rebellion в 2019 году, Black Lives Matter в 2020 году и Kill the Bill в 2021 году. Они затронули и мир искусства — число художников, поднимающих в своих работах социально-политические темы, растет. Некоторые из них борются за собственные права и в составах групп активистов.

Сейчас палатой лордов рассматривается законопроект «О полиции, преступности, приговорах и судах» (PCSC), направленный на ограничение прав демонстрантов и митингующих. Многостраничный (почти три сотни страниц) билль в случае принятия будет применяться как к групповым, так и к индивидуальным демонстрациям. Карать будут и за подстрекательство к протестам, причем незнание закона не освобождает от наказания за его нарушение.

«PCSC нацелен на то, что делает протесты протестами: возможность шуметь, нарушать статус-кво и раздражать власть имущих», — говорит Чарли Холт, советник по кампаниям в Великобритании в правозащитной организации «ПЕН-клуб». Работы многих художников представляют собой акты протеста — от Тани Бругеры до Бэнкси. Авторы врываются в общественное пространство, создавая настенные рисунки, плакаты и проводя перформансы. Это могут быть и акции художников, направленные против компаний или институций. Один из подобных примеров — кампания Нан Голдин «Боль» против музеев, принимавших деньги от семьи Саклер, чья фармацевтическая фирма замешана в опиоидный скандал в США.

«Согласно новому закону, шум — неотъемлемая часть практически любого успешного протеста — станет поводом для действий полицейских, а „серьезные беспорядки“ объявлены юридически наказуемой формой общественного вреда, — отмечает Холт. — Эти пункты можно рассматривать как угрозу для любого, кто стремится привлечь к ответственности сильных мира сего или бросить вызов существующим нормам посредством провокационных форм самовыражения. Более того, закон также может распространяться на перформанс как форму протеста».

Один из художников, встревоженных законопроектом о протестах, — Марк Уоллингер, создатель работы «Государство Великобритания» (2007), отмеченной Премией Тернера. Это произведение — воссозданный палаточный «лагерь мира» на Парламентской площади, в котором активист Брайан Хоу жил много лет, протестуя против войны в Ираке. Его жилище снесли после принятия в 2005 году закона, запрещающего протестовать в центре города.

«Использование расплывчатых терминов, которые могут трактоваться и искажаться как угодно, — это признак беспечности, которая может поставить под угрозу принципиальных и угнетенных, справедливо разгневанных людей», — уверен Уоллингер.

Из-за отсутствия ясности формулировок вызывают озабоченность и те положения, которые касаются ответственности за подстрекательство. В прошлом году, когда дебаты о правах музейных работников, сносе памятников и обращении с чернокожими обострились настолько, что люди вышли на улицы, СМИ ответили на это репортажами и колонками. Неизвестно, не будут ли после принятия закона такие материалы рассматриваться как подстрекательство. Национальный союз журналистов (NUJ) озабочен. «Должна быть защита права на протест, и СМИ должны иметь право сообщать информацию», — говорит генеральный секретарь союза Мишель Стейнистрит.

Однако некоторые представители мира искусства считают, что законопроект не помешает людям открыто выражать свою точку зрения. «Я не думаю, что PCSC отпугнет людей, — говорит художник и режиссер Бафф Акото. — В Великобритании сильна традиция митингов и демонстраций. Чего вы не сможете сделать, так это запретить людям в справедливом порыве вставать и выражать свое несогласие». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+