18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый закон Великобритании о протестах может перевернуть мир искусства

№95
Материал из газеты

Палата лордов рассматривает законопроект, который угрожает традициям арт-активизма

Последнее десятилетие в Великобритании можно было бы назвать периодом затишья, если бы не разгоревшиеся протестные движения в самом его конце: по поводу Brexit в 2018 году, экоактивистов Extinction Rebellion в 2019 году, Black Lives Matter в 2020 году и Kill the Bill в 2021 году. Они затронули и мир искусства — число художников, поднимающих в своих работах социально-политические темы, растет. Некоторые из них борются за собственные права и в составах групп активистов.

Сейчас палатой лордов рассматривается законопроект «О полиции, преступности, приговорах и судах» (PCSC), направленный на ограничение прав демонстрантов и митингующих. Многостраничный (почти три сотни страниц) билль в случае принятия будет применяться как к групповым, так и к индивидуальным демонстрациям. Карать будут и за подстрекательство к протестам, причем незнание закона не освобождает от наказания за его нарушение.

«PCSC нацелен на то, что делает протесты протестами: возможность шуметь, нарушать статус-кво и раздражать власть имущих», — говорит Чарли Холт, советник по кампаниям в Великобритании в правозащитной организации «ПЕН-клуб». Работы многих художников представляют собой акты протеста — от Тани Бругеры до Бэнкси. Авторы врываются в общественное пространство, создавая настенные рисунки, плакаты и проводя перформансы. Это могут быть и акции художников, направленные против компаний или институций. Один из подобных примеров — кампания Нан Голдин «Боль» против музеев, принимавших деньги от семьи Саклер, чья фармацевтическая фирма замешана в опиоидный скандал в США.

«Согласно новому закону, шум — неотъемлемая часть практически любого успешного протеста — станет поводом для действий полицейских, а „серьезные беспорядки“ объявлены юридически наказуемой формой общественного вреда, — отмечает Холт. — Эти пункты можно рассматривать как угрозу для любого, кто стремится привлечь к ответственности сильных мира сего или бросить вызов существующим нормам посредством провокационных форм самовыражения. Более того, закон также может распространяться на перформанс как форму протеста».

Один из художников, встревоженных законопроектом о протестах, — Марк Уоллингер, создатель работы «Государство Великобритания» (2007), отмеченной Премией Тернера. Это произведение — воссозданный палаточный «лагерь мира» на Парламентской площади, в котором активист Брайан Хоу жил много лет, протестуя против войны в Ираке. Его жилище снесли после принятия в 2005 году закона, запрещающего протестовать в центре города.

«Использование расплывчатых терминов, которые могут трактоваться и искажаться как угодно, — это признак беспечности, которая может поставить под угрозу принципиальных и угнетенных, справедливо разгневанных людей», — уверен Уоллингер.

Из-за отсутствия ясности формулировок вызывают озабоченность и те положения, которые касаются ответственности за подстрекательство. В прошлом году, когда дебаты о правах музейных работников, сносе памятников и обращении с чернокожими обострились настолько, что люди вышли на улицы, СМИ ответили на это репортажами и колонками. Неизвестно, не будут ли после принятия закона такие материалы рассматриваться как подстрекательство. Национальный союз журналистов (NUJ) озабочен. «Должна быть защита права на протест, и СМИ должны иметь право сообщать информацию», — говорит генеральный секретарь союза Мишель Стейнистрит.

Однако некоторые представители мира искусства считают, что законопроект не помешает людям открыто выражать свою точку зрения. «Я не думаю, что PCSC отпугнет людей, — говорит художник и режиссер Бафф Акото. — В Великобритании сильна традиция митингов и демонстраций. Чего вы не сможете сделать, так это запретить людям в справедливом порыве вставать и выражать свое несогласие». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+