18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Дубае обсудили русский вклад в мировую цивилизацию

На Экспо-2020 прошел форум «Культура России: настоящее, прошлое и будущее», где обсудили новые формы бытования культуры в глобальном контексте и то, чем универсальный музей отличается от энциклопедического

Грандиозная выставка Экспо-2020 открылась в Дубае с опозданием на один год из-за пандемии, по маркетинговым соображениям ей даже оставили в названии предыдущий год. Это самая крупная Экспо за более чем 150 лет существования подобных смотров (они проводятся с 1851 года): на 438 га построили свои павильоны 192 страны. Слоган выставки — «Объединяем умы и создаем будущее». Все пространство и участники разделены на три сектора, иллюстрирующих самые горячие для футурологов темы: устойчивое развитие, мобильность и новые возможности. На строительство Экспо и сопутствующей инфраструктуры (расширение аэропорта, прокладка метро и прочее) Дубай потратил $6,9 млрд. Планируется, что за 6 месяцев работы, до 31 марта 2022 года, выставку посетят 25 млн человек.

Находящийся в секторе «Мобильность» российский павильон построен по проекту архитектора Сергея Чобана.

Сложная видеоинсталляция внутри павильона разработана большой командой: автором идеи и дизайна выступил Константин Петров (Simpateka Entertainment Group), научным куратором — академик Константин Анохин, художественным куратором — главный художник Первого канала Дмитрий Ликин. На 182 дня Экспо запланировано проведение более 60 мероприятий культурной и деловой программы. Партнер культурной программы — Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

На посвященной этой самой культуре встрече 11 октября не было случайных людей: за каждым выступающим стояли интересная история и уникальный опыт. По видеосвязи форум приветствовали министр культуры РФ Ольга Любимова и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, обратившийся к аудитории на русском и арабском языках. И этот нюанс удивительно много добавил в атмосферу встречи.

Продюсер Илья Попов рассказал, что помогает созданным его командой Смешарикам и Фиксикам победоносно шагать по планете и завоевывать сердца и умы детворы. Превосходно говорящий на пяти языках балетмейстер Азарий Плисецкий (младший брат Майи Михайловны) напомнил о путях распространения русского балета по планете. И шло оно не благодаря одним только гастролям, а потому что, например, его тетя Суламифь Мессерер долго преподавала балет в Японии и фактически создала там это искусство с нуля, а он сам с 1962 года десять лет работал на Кубе, и сегодня кубинская школа балета — крупнейшая (3 тыс. студентов!) и одна из сильнейших в мире.

Выступление Дэвида Мэнсфилда, директора открытой пять лет назад Дубайской оперы, оказалось тут как нельзя кстати. Он выразил мнение, что, если когда-нибудь в ОАЭ откроется школа балета, это сделают русские артисты. Вот и в день форума «Санктъ-Петербургъ опера» давала в Дубае «Риголетто», а в ноябре ожидают Диану Вишнёву.

Участие русских балета и оперы в становлении новой дубайской сцены трудно переоценить. Фактически речь идет о непрерывающихся гастролях.

Архитектор Сергей Чобан пролил свет на логику создания нашего павильона на Экспо, который похож на бедуинскую кибитку, опутанную разноцветным оптоволоконным кабелем. Архитектор в который раз демонстрирует фантастически выверенный ответ на, казалось бы, противоречивый заказ: сделать павильон и русским (его многоцветье перекликается с древнерусской архитектурой, Покровским собором на Красной площади и к тому же на символическом уровне представляет многонациональное государство, в котором живет около 200 народов), и суперсовременным (здесь легко прочитывается оммаж русскому авангарду, цель была — показать, как из линий рождается объем), и соответствие местному контексту, и эффект фокуса (все-таки Экспо — это слегка Диснейленд), и броский, почти рекламный запоминающийся образ. Внутренний объем павильона состоит из двух полусфер, вставленных друг в друга как матрешки, по периметру — пространства для деловых переговоров, ядро — свето-цвето-музыкальная инсталляция вокруг гигантской модели человеческого мозга. И в том, что мозг не смотрится комично, большая заслуга Дмитрия Ликина, создателя science based визуального контента.

Вторая половина дня была посвящена работе музеев. Вела беседу издатель международной сети The Art Newspaper, сооснователь онлайн-платформы The Art Exchange и основатель московского фонда IN ARTIBUS Инна Баженова.

На сцену поднялись директора музеев: Олег Лотухин (Ельцин Центр в Екатеринбурге), Манюэль Рабате (Лувр — Абу-Даби), Василий Церетели (Московский музей современного искусства). Компанию им составили начальник пресс-службы Большого театра Катерина Новикова и Ханс Фрайкин, глава Abu Dhabi Film Commission (ADFC) — государственного агентства по поддержке кино и телеиндустрии. Разговор шел о новых формах бытования культуры. И если в кино все понятно (глобализация привела к тому, что на Ближнем Востоке сегодня снимается большое количество голливудских блокбастеров), если в театре мы тоже наблюдаем новые методы работы (например, вместо дорогих гастролей — копродукция, результат объединения нескольких театров для создания одного спектакля), то в области музейного строительства совместить новое и традиционное оказывается не так-то легко. Манюэль Рабате рассказал на примере его институции, чем универсальный музей (каковым является Лувр — Абу-Даби) отличается от энциклопедического. Универсальный, не претендуя на широкий охват материала, тем не менее по-новому представляет артефакты, синхронизируя их не географически или хронологически, а по темам (например,

«Великий шелковый путь» или «Художники в Париже»). И такой подход позволяет увидеть историю искусств в совершенно новых ракурсах. Василий Церетели поведал о разнообразнейших программах своего музея: биеннале молодого искусства, школа современного искусства, библиотека, насчитывающая 14 тыс. изданий, 60 выставок по всей стране. Олег Лотухин рассказал о Ельцин Центре как о музее переходного периода и формата и о том, что институция получила в 2017 году Премию Кеннета Хадсона и стала обладательницей одной из трех главных наград конкурса «Лучший европейский музей 2017 года» (EMYA).

Инна Баженова считает, что сегодня в музейном строительстве можно наблюдать два разнонаправленных движения. «С одной стороны, идет мировая музейная экспансия, по всему миру открываются филиалы крупнейших институций, чему яркое свидетельство — Лувр — Абу-Даби. Цель этой деятельности — извлечь искусство из запасников, познакомить широкую аудиторию с оригинальными произведениями. А с другой стороны (и это надо рассматривать как безусловно положительную тенденцию), идет оцифровка музейных коллекций, виртуализация музейной жизни, и в период карантина активность онлайн многократно возросла. Соблюсти баланс двух этих векторов — непростая задача для современных музеев», — резюмирует она.

Собравшиеся с увлечением обсудили блокчейн, сойдясь на том, что новая технология уникального токена NFT наверняка будет востребована в музейной каталогизации.

Как и после первой, утренней сессии, вопросы из зала касались наращивания российского культурного присутствия на Ближнем Востоке. Регион, как оказалось, за последнюю четверть века стал второй родиной для большого числа людей из России, и они хотят более активных контактов: выставок, спектаклей, фестивалей. В общем и целом в столь непривычном климате, на площадке, где воистину собралась вся планета, остро ощущаешь, каким мощным ресурсом для России являются культура и искусство.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+