18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Фрески Георгиевского собора попытаются собрать заново

№95
Материал из газеты

Ученые приступили к исследованиям домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В решении головоломки должны помочь новейшие спектрографы, 3D-моделирование и квалификация специалистов

Исследования домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде начались в лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН. Памятник, который попал на столы ученых, уникален: до последних лет никто не знал о его существовании. Эти фрески, вернее, их обломки были обнаружены в Новгороде участниками экспедиции под руководством Владимира Седова в 2013–2020 годах в интерьере самого Георгиевского собора и в слоях земли вокруг него. Как говорят специалисты, подобные находки случаются крайне редко.

В культурном слое под полом собора и у его наружных стен были найдены десятки тысяч фрагментов первоначальной росписи храма. Дело в том, что, хотя Георгиевский собор, заложенный в 1119 году, был сразу расписан, остатки первоначальной росписи сохранились только в откосах некоторых окон и в лестничной башне. Весь ансамбль фресок был безжалостно сбит со стен во время поновления церкви в 1820–1830-е годы. Оказалось, что вся эта расписанная штукатурка была не просто срублена, но и положена тогда в качестве основания под новый, чугунный пол храма. На протяжении ХХ века ее отдельные фрагменты всплывали при раскопках на территории монастыря, однако о том, как велика будет находка в итоге, подозрений не возникало.

Начавшийся исследовательско-реставрационный проект внушает почтение. Все кусочки росписи будут описаны, сфотографированы и изданы в виде каталога (электронный — полный, бумажный — избранное). Сотрудники Института археологии построят 3D-модель Георгиевского собора изнутри и снаружи, виртуально разместив на ней все сохранившиеся фрагменты росписей (неповрежденные фрагменты фресок сохранились на стенах на уровне ниже чугунного пола XIX века, а также в наосе). Когда этот этап работ завершится, быть может, новгородские реставраторы постараются заново собрать первоначальный комплекс росписей. Правда, для такого проекта потребуется уже новое, отдельное финансирование. Подобное занятие для местных реставраторов не в новинку: именно их крох были восстановлены росписи церквей Успения на Волотове и Спаса Преображения на Ковалеве, погибших во время Великой Отечественной войны.

Уже частично выполнены работы по изучению кусочков с применением точных наук. При помощи спектрометра (XRF- спектрометрия) и другой аппаратуры получены данные о технологии фрескового производства. Оборудование для спектрографического и иного исследования было приобретено Институтом археологии РАН и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником специально для этих задач, причем ознакомительная работа с ним была проведена специалистами лабораторий Лувра. Опыты с использованием различных методик в течение последнего года велись совместно со специализированной лабораторией по исследованию культурного наследия Курчатовского института. Для дальнейшей работы Институтом археологии РАН приглашена в Россию специалист в области изучения культурного наследия, ученый-материаловед из Италии Алессандра Джумлия-Маир.

Проект по исследованию фресок победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования и был поддержан грантом правительства РФ.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+