18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески Георгиевского собора попытаются собрать заново

№95
Материал из газеты

Ученые приступили к исследованиям домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В решении головоломки должны помочь новейшие спектрографы, 3D-моделирование и квалификация специалистов

Исследования домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде начались в лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН. Памятник, который попал на столы ученых, уникален: до последних лет никто не знал о его существовании. Эти фрески, вернее, их обломки были обнаружены в Новгороде участниками экспедиции под руководством Владимира Седова в 2013–2020 годах в интерьере самого Георгиевского собора и в слоях земли вокруг него. Как говорят специалисты, подобные находки случаются крайне редко.

В культурном слое под полом собора и у его наружных стен были найдены десятки тысяч фрагментов первоначальной росписи храма. Дело в том, что, хотя Георгиевский собор, заложенный в 1119 году, был сразу расписан, остатки первоначальной росписи сохранились только в откосах некоторых окон и в лестничной башне. Весь ансамбль фресок был безжалостно сбит со стен во время поновления церкви в 1820–1830-е годы. Оказалось, что вся эта расписанная штукатурка была не просто срублена, но и положена тогда в качестве основания под новый, чугунный пол храма. На протяжении ХХ века ее отдельные фрагменты всплывали при раскопках на территории монастыря, однако о том, как велика будет находка в итоге, подозрений не возникало.

Начавшийся исследовательско-реставрационный проект внушает почтение. Все кусочки росписи будут описаны, сфотографированы и изданы в виде каталога (электронный — полный, бумажный — избранное). Сотрудники Института археологии построят 3D-модель Георгиевского собора изнутри и снаружи, виртуально разместив на ней все сохранившиеся фрагменты росписей (неповрежденные фрагменты фресок сохранились на стенах на уровне ниже чугунного пола XIX века, а также в наосе). Когда этот этап работ завершится, быть может, новгородские реставраторы постараются заново собрать первоначальный комплекс росписей. Правда, для такого проекта потребуется уже новое, отдельное финансирование. Подобное занятие для местных реставраторов не в новинку: именно их крох были восстановлены росписи церквей Успения на Волотове и Спаса Преображения на Ковалеве, погибших во время Великой Отечественной войны.

Уже частично выполнены работы по изучению кусочков с применением точных наук. При помощи спектрометра (XRF- спектрометрия) и другой аппаратуры получены данные о технологии фрескового производства. Оборудование для спектрографического и иного исследования было приобретено Институтом археологии РАН и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником специально для этих задач, причем ознакомительная работа с ним была проведена специалистами лабораторий Лувра. Опыты с использованием различных методик в течение последнего года велись совместно со специализированной лабораторией по исследованию культурного наследия Курчатовского института. Для дальнейшей работы Институтом археологии РАН приглашена в Россию специалист в области изучения культурного наследия, ученый-материаловед из Италии Алессандра Джумлия-Маир.

Проект по исследованию фресок победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования и был поддержан грантом правительства РФ.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+