«Бэнкси не новичок в искусстве попадать в заголовки, и эта последняя глава его истории захватила воображение всего мира. Мы можем только догадываться, что может произойти дальше», — так прокомментировал итоги торгов Алекс Бранчик, глава отдела современного искусства Sotheby’s Asia.
Историю с картиной, которая прямо с последним ударом молотка на торгах Sotheby’s в 2018 году вдруг начала сползать вниз и повисла под рамой в виде бахромы из ленточек холста, знает каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к арт-миру. Публика и новая хозяйка (которая была готова заплатить за работу £1,04 млн) были в шоке, эксперты Sotheby’s отрицали свою причастность к произошедшему (как же они не заметили аппарат для разрезания бумаги, вмонтированный в низ рамы?). Однако очень быстро стало ясно, что все это — талантливый перформанс британского художника Бэнкси, который, похоже, метит в самые дорогие здравствующие художники (сейчас титул принадлежит Дэвиду Хокни, его «Бассейн с двумя фигурами» стоил $90,3 млн). Новая хозяйка картины «Девочка с воздушным шаром», которая после разрезания была переименована автором в «Любовь в мусорном ведре», быстро поняла свое счастье. Картину показывали в Государственной галерее Штутгарта, газета Guardian назвала ее «величайшей работой Бэнкси», а аукционный дом Sotheby’s, куда она вернулась для продажи этой осенью, устроил ей мировое турне.
Как минимум почетное место в истории искусства работа Бэнкси уже заняла. «„Любовь в мусорном ведре“ прочно вписывается в долгую историю антиискусства, начатую Марселем Дюшаном с „Фонтана“, фарфорового писсуара,
установленного художником на пьедестал в 1917 году, и продолженную Робертом Раушенбергом, который стер карандашный рисунок Виллема де Кунинга и переименовал работу в „Стертый рисунок де Кунинга“, и Ай Вэйвэем, который уничтожил древнюю вазу династии Хань, чтобы исследовать вопрос о том, что мы считаем ценным», — говорят специалисты Sotheby’s.
Работа Бэнкси была предварительно оценена в £6 млн, торги за нее шли очно и в Сети в течение десяти минут и остановились на £18,6 млн ($25,4 млн). Всего аукцион современного искусства Sotheby’s, который проходил в Лондоне, где сейчас открыта ярмарка искусства Frieze, принес £65,9 млн.