18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Началась реставрация картины «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи

Многострадальное произведение, похищенное в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее и возвращенное несколько дней спустя, начали реставрировать в Русском музее

Картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» (1890-е, Государственный Русский музей), вынесенную в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее и возвращенную несколько дней спустя, начали реставрировать, сообщает Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ, на своей странице в Facebook.

Картина передана в реставрационную мастерскую живописи Русского музея; в течение четырех месяцев Ольга Клёнова, одна из ведущих художников-реставраторов музея, будет заниматься этой работой. «Сейчас основная проблема — повсеместное отставание бумажного листа, на котором написан этюд, от холста, подклеенного к нему для прочности с тыльной стороны. Это произошло из-за того, что клей со временем пересох и деструктировался. Еще, в процессе бытования холст постоянно подтягивался расклиниванием подрамника. Это привело к тому, что на лицевую сторону значительно „вышли“ поля холста. Ну и, конечно же, надо будет удалить старые тонировки, сделанные на местах утрат красочного слоя. Сейчас они стали заметны», — пишет Солдатенков.

По словам реставратора, «нам повезло, что преступник не спрятал ее… в снегу (!), о чем он твердил в первые минуты после задержания… После тщательного осмотра картины после возвращения были обнаружены лишь три небольшие царапины по красочному слою».

При подготовке к реставрации были проведены предварительные лабораторные исследования. Благодаря им выяснилось, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников им. А.И.Куинджи (этюд поступил в Русский музей в 1930 году).

Определена и палитра художника. «Это всего пять красок, — пишет Солдатенков. — И среди них — редчайшая зеленая краска, почти исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности, — зеленый арсенат меди (соль меди и мышьяковой кислоты. — TANR). Этот пигмент был наиболее любимым у мастера и являлся основным в его палитре. Также автор использовал кость жженую, свинцово-цинковые белила, ультрамарин синий и киноварь красную. С помощью последних двух пигментов Куинджи получал цветовые растяжки от нежно-розового до глубокого фиолетового».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+