18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нижний на высоте: что нового можно увидеть в старинном городе

Даже если вы бывали в Нижнем Новгороде, стоит навестить его сейчас: город существенно преобразили к празднованию 800-летия, восстановлены старые памятники и появились новые пространства для искусства и интересные маршруты

Широкое празднование исторической даты в конце августа и соответствующие субсидии позволили властям города многое сделать для его благоустройства, и работы еще продолжаются.

Основательной реновации подвергся кремль, высшая точка Нижнего, с самыми козырными панорамами великого пейзажа, где сливаются Волга и Ока. В центре кремлевской территории восстановлена взорванная большевиками в 1929 году белоснежная колокольня XVII века Спасо-Преображенского собора; мощные крепостные стены, по периметру которых теперь можно пройтись, приспосабливают под кафе и магазины. После капитального ремонта (которого не было с начала 1990-х годов) вновь открылось здание Нижегородского государственного художественного музея, бывший дворец военного губернатора, рядом с конструктивистским домом-самолетом. Экспозиция русского искусства от икон до соцреализма теперь щеголяет благородными оттенками стен и самым современным музейным светом. Коллекцию русского авангарда с сентября показывают отдельно, по соседству, за стенами кремля на площади Минина и Пожарского, а за западноевропейским искусством нужно идти в дом купца Сироткина, тоже неподалеку, на Верхневолжской набережной.

Музей теперь может похвастать еще одним новым пространством для искусства — восстановленным краснокирпичным Манежем в кремле. Построенный в середине XIX века по велению Николая I для военных нужд, Манеж знавал разные времена. Например, в начале ХХ века там по инициативе Максима Горького, самого знаменитого местного уроженца, чье имя город носил в 1932–1990 годах, проводили популярные елки для детей из бедных семей. До 2022 года в новом пространстве открыта феноменальная выставка «Небесный Нижний», посвященная святым покровителям города, местным монастырям, коллекционерам-старообрядцам, с редчайшими иконами из разных музеев, в том числе Музея имени Андрея Рублева и Третьяковки, привезены даже Царские врата Андрея Рублева из Троице-Сергиевой лавры.

Рядом с Манежем выставлена кабинка фуникулера (или, по-местному, элеватора), запущенного к Нижегородской промышленной выставке в 1896 году и потом упраздненного. Сейчас ведутся восстановительные работы, и вскоре на этом историческом аттракционе можно будет прокатиться (если невтерпеж, то сейчас действует канатная дорога через Волгу до города Бор). Вообще, один из маршрутов по городу — по следам всевозможных научно-технических достижений, которыми также знаменит Нижний, породивший изобретателя Ивана Кулибина, а потом упрочивший свою славу «инноцентра» благодаря Нижегородской ярмарке, на которой показывали всевозможные новинки. Так, Нижний стал первым в России городом, где был запущен трамвай, бодро шурующий по крутым улицам и сейчас.

Ну и конечно, в кремле нельзя пропустить Арсенал — форпост современного искусства, бережно отреставрированный по проекту столичного архитектора Евгения Асса и открытый в 2012 году. Благодаря команде Арсенала Нижний стал одним из главных центров российского современного искусства. С 2019 года тут проходят и выставка номинантов, и торжественная церемония вручения премии «Инновация» — главной российской награды в области современного искусства.

Несомненного визита заслуживает стрелка Оки и Волги — место, где проводилась крупнейшая в Российской империи Нижегородская ярмарка. Когда-то там было 60 торговых корпусов с 2530 лавками. Довольно запущенная в постсоветское время, стрелка была приведена в порядок к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Сейчас это просторная территория с прекрасными видами, где, как на шахматной доске, расставлены знаковые сооружения: новый белый модернистский стадион, желтая церковь Александра Невского, нарядный терем — главный ярмарочный дом, торговые ряды — и сенсация последнего времени — гигантские ажурные металлические пакгаузы для всероссийских выставок 1882 и 1886 годов. Они были чудесным образом обнаружены несколько лет назад внутри позднейших построек, и сейчас их приспосабливают под проведение культурных фестивалей. Хотя в авторах значатся имена не слишком известных российских инженеров, конструкции пакгаузов напоминают о нашем Эйфеле — Владимире Шухове, который дебютировал именно в Нижнем Новгороде первой гиперболоидной башней (подобную конструкцию он потом повторил в знаменитой Шуховской башне в Москве).

Интересно, что историю Нижегородской ярмарки мы сегодня изучаем по фотографиям Максима Дмитриева, одного из главных дореволюционных российских фотографов, наряду с Андреем Карелиным. Нижний как родина российской фотографии — еще один вектор изучения культурного наследия города. Хотите историю легендарных летчиков — навестите знаменитый экспрессивный памятник Валерию Чкалову Веры Мухиной (помпезную лестницу под ним тоже обновили) и самолетик, поставленный в память о мертвой петле пилота Петра Нестерова (он тоже местный). Для особых эстетов можно предложить маршрут по зданиям «пестмодерна» — постмодернистской архитектуры, которая возникла в Нижнем в 1990-е и стала в свое время событием, ее идеологом был архитектор Евгений Пестов. (Много информации — на сайте nizhny800.ru.)

А тем, кто любит все неформальное, стоит отправиться в путешествие по нижегородскому стрит-арту, благо сейчас есть интерактивная карта «Стрит-арт Нижнего Новгорода» на Google Maps с расположением всех точек с шедеврами уличного искусства, а их под 200. Таким способом можно увидеть не только парадную сторону города, но и милую многим дряхлую старину деревянных домишек, видимо обреченных на снос, на стенах которых современные активисты создают свои работы. Но даже простое фланирование по главной пешеходной улице — Большой Покровской — сулит массу впечатлений. Тут, например, можно встретить невиданное зрелище — уличную лавку с гипсовыми головами всяких античных героев, из тех, что рисуют в художественных школах. 


Усадьба Рукавишниковых

Роскошное палаццо, построенное купцом, «стальным королем» Сергеем Рукавишниковым в 1877 году. Его сын, писатель Иван Рукавишников, описал особняк в романе «Проклятый род»: «Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет». Из этого рода происходит и династия скульпторов ­Рукавишниковых. Дворец — филиал историко-архитектурного музея-заповедника.
Сайт


Музей детства А.М.Горького «Домик Каширина»

Деревянный дом деда Максима Горького Василия Каширина, цехового старшины в красильной мастерской. Будущий писатель после смерти отца вместе с бабушкой и матерью перебрался к деду в 1871 году. Эти впечатления он описал в повести «Детство». Домик Каширина, содержащий многие подлинные предметы, интересен и как историческое свидетельство быта и нравов мещанского сословия. Филиал Государственного музея А.М.Горького, основное здание которого закрыто на реконструкцию.
Сайт


Галерея Futuro

Самая модная галерея Нижнего, открывшаяся в 2016 году, прославилась благодаря интерьеру — богато декорированному залу бывшего доходного дома Городского общества, памятника XIX века. На фоне бережно законсервированных руин современное искусство выглядит особенно привлекательно. Тут показывают как начинающих художников, так и выставки звезд вроде Павла Отдельнова и Алисы Йоффе. В галерее функционируют лекторий, кинозал, театральная площадка, а также арт-инкубатор, что бы под этим ни подразумевалось.
Сайт


Катер «Герой»

Речной буксир, прослуживший на Волге 90 лет. Поначалу носил название «Финн», после участия в военных действиях под Сталинградом получил имя «Герой». Был плавучим музеем боевой славы военного флота. В 1985 году превращен в памятник всем волжским речникам. Установлен на вечную стоянку на набережной у подножия Чкаловской лестницы. Путь по лестнице поэтому называется «от героя до героя» — от памятника Валерию Чкалову до буксира. Место паломничества молодоженов, символ «семейной лодки».
Сайт

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+