18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Души изменчивой приметы» на портретах из коллекции Карисаловых

№95
Материал из газеты

Фонд IN ARTIBUS продолжает знакомить московскую публику с отечественными частными собраниями. Сейчас в нем открыта выставка, где можно увидеть русские портреты XVIII–XIX веков

На выставках в фонде уже демонстрировались многочисленные произведения из коллекции его основателя, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой; в 2020 году выставочное пространство на Пречистенской набережной было предоставлено под тотальную инсталляцию на основе коллекции Максима Боксера; в составе сборных выставок неоднократно были показаны работы из различных частных собраний. На этот раз фонд подготовил выставку на основе одной коллекции — мецената Михаила Карисалова, известного щедрыми дарами российским музеям (так, в Музеи Кремля перешло его собрание произведений из резной кости, а в ГМИИ имени Пушкина — античная коллекция).

В IN ARTIBUS представлены русские портреты XVIII–XIX веков, в числе авторов — первые имена отечественной живописи той эпохи: Алексей Антропов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин. Не менее интересны образы русских аристократов, созданные иностранными художниками, работавшими в России начиная с петровского времени. В то время как первые русские живописцы отправились учиться за рубеж, ко двору стали активно приглашать европейских мастеров — художников из Франции, Германии и других стран. Для этого явления в отечественной искусствоведческой науке появился даже специальный термин — «россика».

Одним из первых в начале XVIII века в Россию по приглашению Петра I прибыл француз Луи Каравак. На выставке представлен портрет императрицы Елизаветы Петровны его кисти. Можно увидеть и работы других выдающихся представителей россики — Жан-Луи Вуаля, Георга Кристофа Гроота, Иоганна Баптиста Лампи Старшего, Александра Рослина, а также Джорджа Доу, создателя задуманной Александром I Военной галереи Зимнего дворца. Экспозиция, подготовленная ученым секретарем фонда доктором искусствоведения Анной Корндорф, включает 30 живописных портретов русской аристократии, а также предметы мебели, в частности бюро и секретер в стиле жакоб.

В числе изображенных на портретах персон — Павел I (тогда еще наследник престола) и его супруга Мария Федоровна, их дети великие князья Александр и Константин Павловичи, фрейлины императорского двора, государственный деятель Никита Панин, светский красавец и храбрый офицер Валериан Зубов и многие другие. Особого внимания заслуживает портрет княгини Шаховской (1785) кисти Левицкого. Еще два десятилетия назад работа в монографиях, посвященных художнику, числилась как утраченная, ее местонахождение было неизвестно, но благодаря Михаилу Карисалову портрет вернулся в Россию и регулярно участвует в музейных выставках.  

Фонд IN ARTIBUS
«Живописный портрет XVIII–XIX веков из коллекции семьи Карисаловых»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+