18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Территория усадьбы Васильчиковых стала общественной

Закончились работы по благоустройству территории усадьбы Васильчиковых — памятника классицизма конца XVIII — начала XIX века, где сейчас располагается Музей военной формы Российского военно-исторического общества

На территории появились новые газоны, декоративные растения и вырос сад, где летом можно будет прогуляться по цветущему розарию и отдохнуть под тенью яблоневых деревьев. Благодаря современному световому дизайну — высоким светильникам и подсветке здания — на территории усадьбы комфортно отдыхать даже в темное время суток, а модные светящиеся шрифты на вывесках от студии Артемия Лебедева и афиши музея дополняют общую картину.

Музейщики сделали сад доступным для всех — со стороны Большой Никитской улицы оборудован пандус для маломобильных посетителей.

Исполнительный директор Музея военной формы Российского военно-исторического общества Елена Синицина поделилась деталями хода работ: «У аллеи полководцев, возле центрального входа, взамен узкой и неудобной дорожки из гравия уже появилась новая, с очень красивым покрытием, напоминающим козинаки. Кроме того, по нашей просьбе вентиляторы кондиционеров, которые не сочетались с историческим обликом усадьбы, закрыли резными панелями с логотипом музея».

Сюда, к князьям Васильчиковым, на литературные вечера съезжалась вся московская интеллигенция, поэтому в ходе благоустройства было принято решение о создании именных лавочек с табличками — «лавочки Гоголя», «лавочки Айвазовского», «лавочки Тютчева». «Мы хотим погрузить посетителей в атмосферу дворянского гнезда, которое стало местом притяжения для прославленных поэтов и писателей», — рассказывают сотрудники музея.

Архитектурный комплекс усадьбы Васильчиковых, помимо двухэтажного особняка с мезонином, включает еще два боковых флигеля и два служебных корпуса с сараем. Строительство велось на протяжении XVIII и XIX веков, и сам ансамбль до сих пор остается уникальным образцом московской усадебной архитектуры. Главный корпус был воздвигнут на месте сгоревшего во время московского пожара 1812 года дома при дворянине Петре Бибикове. Во второй половине XIX века к особняку пристроили чугунный балкон, который до сих пор остается характерной архитектурной деталью усадьбы.

Когда в усадьбе жили князья Васильчиковы, они устраивали у себя творческие вечера, рождественские елки и музыкальные концерты.

В начале XX века в особняке располагалась женская гимназия, которая после революции была преобразована в школу. В 1920-е годы директором заведения стала сестра писателя Михаила Булгакова Надежда Земская, поэтому писатель проводил в стенах усадьбы много времени и даже какое-то время жил на третьем этаже.

В 2019 году завершилась комплексная реконструкция усадьбы, в результате которой внутренние планировка и архитектура остались практически оригинальными — какими они были созданы в первой четверти XIX века. Парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами сохранили свой вид практически без изменений. Главный фасад усадьбы был воссоздан по образцу 1870 года. После реставрационных работ в усадьбе открылся Музей военной формы Российского военно-исторического общества.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+