18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка

№95
Материал из газеты

Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами

Чаще всего после смерти владельца, в результате развода или банкротства собрание попадает на аукцион и вещи уходят с молотка по отдельности. Достаточно вспомнить «аукцион века», как пресса окрестила распродажу коллекции Ива Сен-Лорана на Christie’s, организованную после его смерти по инициативе его партнера и наследника Пьера Берже в 2009 году, или серию торгов аукционного дома «Гелос», на которых в 2002-м были проданы произведения искусства, в том числе «Черный квадрат» Казимира Малевича (одна из трех авторских версий), из корпоративной коллекции «Инкомбанка», потерпевшего крах в 2000 году. Этой осенью Sotheby’s будет продавать произведения из художественного собрания и предметы одежды Карла Лагерфельда, скончавшегося в 2019 году. Но историческим моментом и для Sotheby’s, и для всего арт-рынка, по-видимому, станет распродажа коллекции современного искусства Гарри и Линды Маклоу (как вы догадываетесь, они развелись). Ее предварительная оценка составляет $600 млн, а по ходу торгов суммарная выручка от распродажи одной коллекции вполне может побить предыдущий рекорд, установленный Christie’s (в 2018 году аукционный дом продал собрание Рокфеллеров в общей сложности за $835 млн). Генеральный директор Sotheby’s Чарльз Стюарт назвал коллекцию Маклоу самым значительным собранием современного искусства, когда-либо появлявшимся на рынке. Впечатляет даже просто список имен художников, чьи работы уйдут с молотка: Альберто Джакометти, Джефф Кунс, Агнес Мартин, Пабло Пикассо, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Марк Ротко, Энди Уорхол и другие классики искусства ХХ века. Торги пройдут в два этапа — в ноябре этого года и в мае 2022-го.

Маклоу

Коллекция принадлежит Гарри и Линде Маклоу, паре миллиардеров из Нью-Йорка. Гарри — один из самых известных застройщиков Нью-Йорка, а Линда — почетный попечитель Метрополитен-музея и Фонда Гуггенхайма. Пять лет назад они решили развестись после 59 лет совместной жизни, и их бракоразводный процесс стал одним из самых громких судебных разбирательств подобного рода в Нью-Йорке последнего десятилетия. Речь шла в том числе о разделе коллекции произведений искусства на $700 млн. В конце концов в октябре 2019-го суд Манхэттена постановил продать 65 наиболее ценных работ из нее и разделить выручку. Больше года ушло на борьбу крупнейших аукционных домов за право выставить на торги столь важную частную коллекцию, и вот наконец победитель определен. Кажется, пока главный бенефициар этого бракоразводного процесса — аукционный дом Sotheby’s.

Муграби

В июне этого года возобновилась судебная тяжба о разделе имущества между Дэвидом и Либби Муграби, которая продолжается с 2018 года и уже получила в прессе титул «самого грязного развода в истории». Муграби — известный клан американских арт-дилеров, включающий отца Дэвида Хосе и его брата Альберто (Тико) Муграби. Они остаются одними из крупнейших торговцев искусством на протяжении последних десятилетий. Муграби владеют самой большой в мире частной коллекцией картин Энди Уорхола, а также многочисленными работами знаменитых художников, включая Жан-Мишеля Баскиа, Джорджа Кондо, Ричарда Принса и KAWS. После того как брак Либби и Дэвида распался из-за супружеской неверности последнего, началась борьба за состояние в $72 млн. На кону недвижимость на Манхэттене и в Хэмптоне, но главный камень преткновения — коллекция произведений искусства. Речь, конечно, не обо всех арт-активах семьи Муграби, но о произведениях, приобретенных самим Дэвидом в период брака, с 2005 по 2019 год. Либби возобновила дело о разводе после того, как в мае этого года бывший супруг в исполнение решения суда передал ей ряд художественных произведений, в том числе работы Баскиа и Уорхола, которые, как утверждает истица, «умышленно повредил». По ее мнению, ответчик сознательно исказил стоимость произведений искусства, которые он согласился предоставить якобы на сумму $16 млн.

Ахмедовы

Коллекция современного искусства, оцениваемая в $145 млн, оказалась в центре судебного бракоразводного процесса неф­тегазового миллионера Фархада Ахмедова и его супруги Татьяны, которые продолжают делить имущество в лондонском суде. Приобретением произведений искусства, в том числе работ Питера Дойга, Ива Кляйна, Марка Ротко, Энди Уорхола и Дэмиена Хёрста, занималась жена российского олигарха. Согласно материалам суда, Фархад Ахмедов скрывает коллекцию в Лихтенштейне, куда перевез ее в 2016 году в хранилище под названием Stabiq Treasure House. Татьяна Ахмедова пытается добиться передачи ей 11 картин, входящих в коллекцию, а также денежных средств в соответствии с решением суда, вынесенным в том же 2016 году. Однако до настоящего времени бывшая супруга получила лишь $7 млн и, по ее словам, «ржавый вертолет» из других активов, на которые она претендует.

Рыболовлевы

Считается, что именно развод Дмитрия и Елены Рыболовлевых и последовавший за ним раздел имущества послужил причиной того, что столь значительное, но тщательно скрытое собрание вышло из тени. Последствиями расторжения брака в конечном счете стали многолетний спор российского калиевого магната и швейцарского арт-дилера Ива Бувье, а потом и легендарная продажа в 2017 году на торгах Christie’s принадлежавшего Рыболовлеву полотна Леонардо «Спаситель мира» за $450 млн. Раздел имущества Рыболовлевых, которое оценивалось тогда в $12 млрд, начался в 2008 году. В числе активов — коллекция произведений модернистов начала ХХ века, в том числе Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Марка Шагала, ценой в $670 млн. В исковом заявлении Елены Рыболовлевой указано, что после начала бракоразводного процесса коллекция была срочно вывезена из Швейцарии в Сингапур (очевидно, речь идет о фрипортах, принадлежавших как раз Иву Бувье, которому Рыболовлев тогда очень доверял). Цель перемещения — исключить произведения искусства из совместного имущества, которое предстояло разделить. По одной из версий, когда это не удалось, олигарх решил убедить суд в том, что его коллекция картин была переоценена, чтобы в итоге уменьшить сумму выплат бывшей супруге. В 2015 году Рыболовлев обвинил Бувье в подделке документов на картины и необоснованном завышении стоимости произведений искусства. Суть спора, если коротко, заключалась в том, что российский олигарх воспринимал Бувье как своего агента, действовавшего в его интересах и получавшего комиссионные за каждую сделку, но выяснилось, что швейцарец действовал как арт-дилер, сперва выкупавший работу, а затем продававший ее Рыболовлеву по максимально выгодной для себя цене. В ходе тяжбы бизнесмен даже начал распродавать коллекцию на аукционах себе в убыток, но после того, как приобретенный им в 2013-м через Бувье за $127,5 млн «Спаситель мира» Леонардо ушел с молотка за рекордные $450,3 млн, доказать, что Рыболовлев неудачно вложился в искусство, стало почти невозможно. Что касается Елены, то она вышла из борьбы по разделу совместно нажитого имущества в 2016 году с $600 млн.

Дженнингсы

В середине 2000-х российская пресса подробно освещала развод самой богатой и знаменитой пары экспатов на тогдашнем московском светском олимпе — инвестбанкира Стива Дженнингса и его жены Тины. В 2005 году один из основателей и тогдашний глава компании «Ренессанс Капитал» Стив Дженнингс ушел от жены, с которой прожил 11 лет, и подал в суд иски о разводе и установлении опеки над тремя детьми. Тина Дженнингс была известна своим увлечением русским искусством начала ХХ века; произведения мастеров Серебряного века украшали стены их квартиры на Малой Бронной. Среди шедевров семейной коллекции — «Лежащая обнаженная на синем фоне» 1927 года Зинаиды Серебряковой, приобретенная Дженнингсом на Sotheby’s за £218 тыс. и подаренная супруге в 2001 году в честь рождения их третьего ребенка. В 2006 году Тина Дженнингс стала первым в России представителем аукционного дома Sotheby’s. Примерно в это же время появились слухи о краже произведений искусства на несколько миллионов фунтов стерлингов из дома Дженнингсов. Стив утверждал, что доверенные лица Тины вывезли из квартиры 20 самых ценных картин из 120 в художественной коллекции, в том числе работу Серебряковой. Обе стороны наняли самых дорогих и успешных тогда российских адвокатов. Интересы инвестбанкира в суде представляла адвокатская контора «Барщевский и партнеры», а его супруга обратилась к Александру Добровинскому. Однако до того, как дело было рассмотрено, Тина вылетела в Канаду, якобы чтобы ухаживать за отцом. Суд отказался вынести решение в отсутствие миссис Дженнингс, и вскоре после этого Стив Дженнингс отозвал иск. Бракоразводный процесс продолжался как минимум до 2009-го, его исход никогда не был публично разглашен. С 2007 года Тина Подплатник Дженнингс — внештатный научный сотрудник Сент-Энтони-колледжа в Оксфорде, где она читает лекции по истории русского бизнеса. Планируется, что ее личное собрание живописи и графики русских художников начала ХХ века будет выставлено в картинной галерее престижного учебного заведения.

Гейтсы

Летом 2021 года стало известно о том, что Билл и Мелинда Гейтс приняли решение развестись. Скорее всего, соглашение о разделе имущества было составлено еще до официального объявления о разводе. В числе активов пары, чье состояние Forbes оценивает в $131 млрд, многомиллионные особняки в пяти штатах, парк роскошных автомобилей, частные самолеты, сельскохозяйственные угодья и коллекция произведений искусства (оценивается примерно в $120 млн). Известно, что Билл Гейтс собирал американское искусство XIX века, в том числе работы Джорджа Уэсли Беллоуза, Уильяма Меррита Чейза, Фредерика Чайлда Хассама и Уинслоу Хомера. Также он считается владельцем Кодекса Леонардо (так называемый Лестерский кодекс, тетрадь научных записей с иллюстрациями великого мастера) стоимостью $30 млн. Вопрос о том, будет ли художественная коллекция разделена между супругами в процессе развода, остается открытым. Пока нет указаний на то, что какие-либо из принадлежащих Гейтсам работ могут вновь выйти на арт-рынок.

Петросян и Степаненко

В июне 2021 года Хамовнический суд Москвы принял решение разделить поровну имущество между бывшими супругами — юмористом Евгением Петросяном и его коллегой Еленой Степаненко, прожившими в браке более 30 лет. Хотя их брак был расторгнут в ноябре 2018 года, раздел имущества продолжался еще очень долго (только оценка его стоимости заняла почти два года). Супруги были согласны разделить имущество пополам, однако спорили о том, кому что достанется. Одним из яблок раздора оказалась коллекция русской живописи XIX века, которую собирал Петросян. Газета «Комсомольская правда» в 2020-м опубликовала опись картин, составленную судебными приставами в одной из квартир, принадлежавших чете юмористов. Среди имен художников, фигурировавших в описи, были Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Александр Киселев, Иван Шишкин. Петросян оказался владельцем работ Айвазовского «Бриг „Меркурий“» (17 млн руб.), «Девятый вал» (15 млн руб.) и Алексея Боголюбова «Синопское сражение» (около 30 млн руб.). Общая стоимость (по описи) — 912 млн руб. Искусство — страсть Евгения Петросяна, его хорошо знают в антикварном мире. Также известно, что он приобретал предметы из фарфора, кабинетную бронзу, букинистические издания. Поэтому он стремился к тому, чтобы сохранить коллекцию целиком, а Елена Степаненко настаивала на разделе и этой части совместно нажитого имущества.

Лобановы-Ростовские

Есть и истории с хеппи-эндом. Собрание театральной графики русских художников начала ХХ века Никиты и Нины Лобановых-Ростовских известно на Западе с конца 1960-х годов. Потомок знатного дворянского рода, выходец из семьи русских эмигрантов «первой волны» Никита Лобанов-Ростовский еще в студенческие годы «заболел» русским искусством. Его жена Нина, наполовину француженка, наполовину русская, разделила его страсть к коллекционированию. Лобановы успели приобрести большую часть коллекции в промежутке между 1959 и 1970 годами, когда русское искусство еще не пользовалось таким большим спросом на Западе и театральные эскизы художников дягилевской антрепризы можно было приобрести за сравнительно небольшие деньги. Когда после 40 лет брака Лобановы-Ростовские развелись, они договорились сохранить целостность собрания и продать его целиком. В 2008 году фонд «Константиновский» приобрел 810 предметов театрально-декорационного искусства у Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, а в 2013 году состоялась передача этой коллекции в дар Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+