18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова: не только мультипликация

№95
Материал из газеты

Выставка посвящена не столько сугубо анимационной «кухне» — Еврейский музей и центр толерантности покажет также раннюю живопись Норштейна и книжные иллюстрации Ярбусовой

Большая ретроспективная выставка, которая откроется 9 ноября, приурочена к 80-летию выдающегося и легендарного режиссера-аниматора Юрия Норштейна. Впрочем, главных героев у проекта все же двое: в качестве полноправного соавтора здесь представлена Франческа Ярбусова, жена юбиляра и по совместительству художница всех его фильмов. Последние входят в золотой фонд не только отечественной, но и мировой кинематографии. Но если сами эти работы — как минимум «Ежика в тумане» и «Сказку сказок» — видели почти все, то проникнуть в контекст и технологию их создания удается не столь уж многим.

Юрий Борисович, впрочем, секретов мастерства никогда не держал в тайне — наоборот, стремился и стремится рассказывать о них как можно более широкой аудитории. Вот и во время работы выставки «Снег на траве», по словам ее куратора Марии Гадас, предполагаются своего рода мастер-классы. «Рассчитываем, что он сам возьмется объяснять зрителям некоторые принципы и приемы. Например, у нас будет объект под названием „Монтажная простыня Хитрука“, и Норштейн готов показать, как именно монтировал Федор Хитрук и как эти рецепты преломились уже в творчестве Юрия Борисовича».

Однако основное внимание на выставке уделено не столько сугубо анимационной «кухне», сколько художественной подоплеке знаменитых киноработ и даже их предвестиям. «Мы показываем живопись Норштейна 1950-х и начала 1960-х годов, которую зрители совсем не знают, — говорит Мария Гадас, — а он ведь мечтал стать живописцем. Еще покажем иллюстрации Франчески Ярбусовой начала ­1960-х, в частности к Пришвину, к Чуковскому. Она много работала с книгой, но эти ее работы тоже не всем известны. Будут и объекты, связанные с детскими работами Франчески. То, что она станет большим художником, было видно еще по чуть ли не младенческим ее опытам».

От уже давней, 2005 года, выставки Норштейна и Ярбусовой в ГМИИ имени А.С.Пушкина этот проект отличается не одним лишь показом ранних произведений. Сейчас использованы совсем иные концептуальные и пространственные решения. «Площадка дает много новых возможностей, — отмечает куратор, — потому что в Еврейском музее пространственный объем создается не только за счет длины и ширины, но и высоты. Так что можно сделать тот мир, который создан Юрием Борисовичем, еще и объемным — в полном смысле этого слова. В частности, специально для экспозиции делаем объемные объекты, своего рода аллюзии к фильмам. Надеюсь, это будет впечатляюще».

Инсталляции, изготовленные по эскизам Норштейна (архитектор Мария Утробина), должны гармонично уживаться с экспонатами, позаимствованными из рабочей студии режиссера. Особый акцент устроители обещают сделать на неоконченную пока «Шинель». Мария Гадас анонсирует, что в этом разделе будут представлены и абсолютно новые материалы: «Фильм сейчас выходит на следующий виток. Он получил государственное финансирование, и сразу после открытия выставки Юрий Борисович приступает к съемке».

Еврейский музей и центр толерантности
«Снег на траве»
9 ноября 2021 – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+