18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова: не только мультипликация

№95
Материал из газеты

Выставка посвящена не столько сугубо анимационной «кухне» — Еврейский музей и центр толерантности покажет также раннюю живопись Норштейна и книжные иллюстрации Ярбусовой

Большая ретроспективная выставка, которая откроется 9 ноября, приурочена к 80-летию выдающегося и легендарного режиссера-аниматора Юрия Норштейна. Впрочем, главных героев у проекта все же двое: в качестве полноправного соавтора здесь представлена Франческа Ярбусова, жена юбиляра и по совместительству художница всех его фильмов. Последние входят в золотой фонд не только отечественной, но и мировой кинематографии. Но если сами эти работы — как минимум «Ежика в тумане» и «Сказку сказок» — видели почти все, то проникнуть в контекст и технологию их создания удается не столь уж многим.

Юрий Борисович, впрочем, секретов мастерства никогда не держал в тайне — наоборот, стремился и стремится рассказывать о них как можно более широкой аудитории. Вот и во время работы выставки «Снег на траве», по словам ее куратора Марии Гадас, предполагаются своего рода мастер-классы. «Рассчитываем, что он сам возьмется объяснять зрителям некоторые принципы и приемы. Например, у нас будет объект под названием „Монтажная простыня Хитрука“, и Норштейн готов показать, как именно монтировал Федор Хитрук и как эти рецепты преломились уже в творчестве Юрия Борисовича».

Однако основное внимание на выставке уделено не столько сугубо анимационной «кухне», сколько художественной подоплеке знаменитых киноработ и даже их предвестиям. «Мы показываем живопись Норштейна 1950-х и начала 1960-х годов, которую зрители совсем не знают, — говорит Мария Гадас, — а он ведь мечтал стать живописцем. Еще покажем иллюстрации Франчески Ярбусовой начала ­1960-х, в частности к Пришвину, к Чуковскому. Она много работала с книгой, но эти ее работы тоже не всем известны. Будут и объекты, связанные с детскими работами Франчески. То, что она станет большим художником, было видно еще по чуть ли не младенческим ее опытам».

От уже давней, 2005 года, выставки Норштейна и Ярбусовой в ГМИИ имени А.С.Пушкина этот проект отличается не одним лишь показом ранних произведений. Сейчас использованы совсем иные концептуальные и пространственные решения. «Площадка дает много новых возможностей, — отмечает куратор, — потому что в Еврейском музее пространственный объем создается не только за счет длины и ширины, но и высоты. Так что можно сделать тот мир, который создан Юрием Борисовичем, еще и объемным — в полном смысле этого слова. В частности, специально для экспозиции делаем объемные объекты, своего рода аллюзии к фильмам. Надеюсь, это будет впечатляюще».

Инсталляции, изготовленные по эскизам Норштейна (архитектор Мария Утробина), должны гармонично уживаться с экспонатами, позаимствованными из рабочей студии режиссера. Особый акцент устроители обещают сделать на неоконченную пока «Шинель». Мария Гадас анонсирует, что в этом разделе будут представлены и абсолютно новые материалы: «Фильм сейчас выходит на следующий виток. Он получил государственное финансирование, и сразу после открытия выставки Юрий Борисович приступает к съемке».

Еврейский музей и центр толерантности
«Снег на траве»
9 ноября 2021 – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+