18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Эдварда Мунка в Осло обрел новое здание и другое наименование

№96
Материал из газеты

В ультрасовременный билдинг на берегу Осло-фьорда переехали 28 тыс. экспонатов, которые Эдвард Мунк завещал родному городу. Теперь это самый большой в мире музей, целиком посвященный творчеству одного-единственного художника

Директор музея Стейн Олав Хенриксен признавался накануне открытия, состоявшегося 22 октября: «С одной стороны, страшновато, с другой — чувствуешь огромное воодушевление». Причудливая 13-этажная башня, расположившаяся в Осло в прибрежном районе Бьорвика, распахнула двери для посетителей спустя десятилетие после начала строительства. Назвать новый музей решили просто — MUNCH. Его история уже со стадии эскизного проектирования сопровождалась драматическими событиями и гигантскими проблемами с логистикой. В результате всех перипетий появился крупнейший в мире музей, посвященный одному художнику.

Экологически продуманное сооружение, возведенное по проекту испанского архитектурного бюро Estudio Herreros (реализация проекта, по слухам, обошлась в 2,25 млрд норвежских крон, что составляет $260 млн), искусно вписано в береговую линию Осло — почти как фигура персонажа из знаменитого «Крика». Выставочные залы расположены на всех этажах башни, а на самом ее верху устроен панорамный ресторан. Это колоссальная сцена для выдающегося наследия Эдварда Мунка (1863–1944), который перед смертью завещал городу около 28 тыс. работ: картины, рисунки, скульптуры, гравюры и фотографии, а также архив и личные вещи.

С 1963 года коллекция хранилась в относительно небольшом здании в жилом районе Тойен. В 2004-м оттуда были украдены две ценнейшие картины — «Крик» (1910) и «Мадонна» (1894), что послужило активным стимулом к принятию решения о переезде. Пропажи позднее обнаружили, но, как говорит Хенриксен, «после ограбления возникло ощущение, что строительство нового здания музея откладывать больше нельзя». Меры безопасности тогда резко усилили, однако была и еще одна причина для ускорения новоселья: сами условия для хранения и демонстрации наследия Мунка оставались, по словам директора, «не на том уровне, которого заслуживает эта коллекция». Новый музей, возведенный рядом со знаменитым оперным театром, по экспозиционной площади впятеро превосходит старый.

Мэрия Осло в 2008 году объявила международный конкурс среди архитекторов, но что-то пошло не так. «Только два года спустя конкурс отменили, а затем, еще через два года, объявили снова», — вспоминает Хенриксен. Политики тоже вставляли палки в колеса, бесконечно споря по поводу стоимости строительства, выделенной площадки и дальнейшей судьбы старого музея. Дебаты продолжались до тех пор, пока в норвежском парламенте по всем вопросам не удалось собрать большинства голосов. В итоге здание в Тойене станет частью окрестного парка, после реконструкции его займут развлекательные заведения.

По словам Хенриксена, самым непростым эпизодом переезда стала транспортировка огромного полотна «Исследователи» (1911–1925), площадь которого составляет около 50 кв. м. «Его нужно было вытащить через крышу, перевезти через город на грузовиках, а затем на пароме с одного берега фьорда на другой, — рассказывает директор музея. — Потом мы поднимали холст к небольшому люку на шестом этаже. Грузчики свешивались с крыши. Если бы подул ветер, они бы пострадали». Полезным следствием переезда стали инвентаризация и почти полная оцифровка коллекции.

«Завещание Мунка представляет собой „всю его жизнь“», — говорит Йон-Уве Стейхёуг, руководитель отдела выставок и коллекций музея. MUNCH отделяет художника от его работ — таков кураторский принцип. Произведения расположены скорее тематически, чем по хронологии. Так, постоянная экспозиция включает разделы «Бесконечность», обзор основных тем и мотивов Мунка, и «Монументальность», куда внедрены огромные полотна «Исследователи» и «Солнце». А вот раздел «Тени» исследует саму жизнь художника и, в частности, его последние годы, проведенные в поместье Экелю в пригороде Осло.

Цифровые экспонаты и впервые представленные публике личные вещи Мунка — от мебели до художественных материалов и даже окурков — помогают воссоздать иммерсивный и виртуальный образ дома художника, который был снесен в 1960 году. По словам Стейхёуга, экспозиция «раскрывает Мунка как личность с новой стороны».

Масштаб здания в Бьорвике позволяет вписать коллекции в различные, возможно неожиданные, контексты. Первой выставкой, открывающей обновленный музей, стала «Одиночество души», где в заочный диалог с Мунком вступает Трейси Эмин. Премьера проекта состоялась в Королевской академии художеств в Лондоне, а сейчас он занимает два этажа в MUNCH. Бронзовая 9-метровая скульптура Эмин «Мать» будет установлена у входа в музея весной следующего года, когда начнется коллаборация с норвежской блэк-метал-группой Satyricon. Стейхёуг говорит, что стратегически кураторы «не стремятся в вечность» и, вероятно, со временем в музее будут происходить «органичные изменения».

MUNCH позиционирует себя как нечто большее, чем просто музей. Он претендует на то, чтобы стать центром притяжения не только для ценителей искусства, но и для проходящих мимо покупателей, и для отдыхающих на набережной. «Забудьте все, что вы знаете о музеях, у нас будет совершенно иначе», — говорит Хенриксен.

В новом музее предусмотрена возможность проведения и гастрольных выставок-блокбастеров. И хотя директору, по его словам, пока не поступали предложения мечты, он отмечает, что отголоски творчества Мунка ощутимы в произведениях некоторых тяжеловесов современного искусства вроде Джаспера Джонса или Ансельма Кифера. Что ж, будем следить за анонсами.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+