18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Британии восстанавливают Уэнтуорт-Вудхаус с питомником камелий

№95
Материал из газеты

Циклопических размеров Уэнтуорт-Вудхаус, старинный усадебный дом в английском графстве Йоркшир, спасают от разрушения и возвращают ему статус питомника изысканной флоры

Когда обломки обвалившейся крыши и осколки разбитых окон расчистили, а камелии подрезали, в Уэнтуорт-Вудхаусе впервые за более чем 250 лет вновь распустились цветы. Вскоре должна начаться реставрация заброшенного Дома камелий, где выращивали потомство от самых первых и редчайших экземпляров, завезенных в Великобританию из Китая и Японии. В ближайшее время дом откроют в качестве чайного зала и пространства для званых вечеров, как в 1738 году, когда леди Рокингем развлекала здесь гостей. Вырученные средства пойдут на реализацию одного из самых трудоемких и дорогостоящих реставрационных проектов Соединенного Королевства — восстановление главного здания поместья.

Уэнтуорт-Вудхаус не просто особняк с самым длинным в стране фасадом — в действительности это два дома, стоящих стена к стене и пристроенных к сердцевине особняка первой четверти XVII века. Строительство западного фасада в стиле английского барокко велось с 1725 года, а сразу по завершении началось возведение 187-метрового палладианского восточного фасада по заказу второго маркиза Рокингема, влиятельного вига, дважды занимавшего пост премьер-министра.

Поколение за поколением владельцы создавали этот колоссальный дом с величественными парадными залами, в том числе фойе с каменными колоннами, над которым расположен мраморный зал высотой в два этажа, а над ним — улей заброшенных комнат, ведущих в никуда лестниц и лабиринт коридоров. В особняке около 360 комнат общей площадью более 23 тыс. кв. м. Дориан Праудфут, архитектор проекта из Donald Insall Associates, рассказывает, что он регулярно умудряется здесь заблудиться, несмотря на расклеенные повсюду указатели.

Когда в 1979 году потомки Рокингема продали дом, его содержимое уже давно ушло с молотка, в том числе огромный портрет скаковой лошади по кличке Уистлджекет, написанный знаменитым анималистом Джорджем Стаббсом (1724–1806) и хранящийся ныне в Национальной галерее в Лондоне.

Главное здание, имеющее статус объекта культурно-исторического наследия первой категории, и многочисленные постройки на территории поместья, тоже с охранным статусом, сильно пострадали из-за добычи угля открытым способом, которая велась буквально под стенами некоторых из них. Кроме того, конструкции содержали много асбеста, некоторые здания прогнили, их каменная кладка разрушалась, а черепица побилась. Технические осмотры сулили полное обрушение. Два прежних плана по реставрации потерпели неудачу, но в 2017 году дом за £7 млн приобрел местный Фонд охраны Уэнтуорт-Вудхауса. Тогда стоимость работ оценили в £130 млн; согласно сегодняшним оценкам, она вдвое больше.

Правительственный грант в размере £7,6 млн покрыл стоимость восстановления крыши, а дополнительное финансирование от фондов и благотворительных организаций направили на срочный ремонт и вывод поместья на самоокупаемость. В планах — организация розничной торговли, сдача в аренду жилья и офисного пространства. Когда особняк пришлось закрыть из-за пандемии, для посещения открыли окружающую его территорию площадью 222,5 тыс. кв. м, а средства из чрезвычайной субсидии пошли на замену закрытого кафе мобильными пунктами питания. Теперь Дом камелий открылся вновь, хотя широкую публику он начнет принимать, вероятно, уже в следующем году.

Глава фонда Сара Маклиод, бывшая владелица паба, измеряет время своей работы в ведрах. Когда она только пришла сюда, в доме был один телефон, один пылесос и пятеро сотрудников, которые должны были успевать менять ведра под многочисленными протечками. Теперь в фонде 57 работников и более 200 волонтеров. «Самая сложная часть крыши готова, в парадные залы больше не льется вода, и число ведер сократилось до пяти-шести, — рассказывает Сара Маклиод. — Считаю, что это уже успех, хотя впереди еще долгий путь». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+