18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Молодые и богатые коллекционеры из Азии ставят на искусство

№95
Материал из газеты

Новое поколение стало самыми активными покупателями на международных аукционах. Они выросли уже в цифровом мире и с удовольствием тратят деньги в интернете

Теперь официально: покупатели из Азии больше всех тратят на аукционах. Об этом сообщил аукционный дом Christie’s, переводящий свою гонконгскую штаб-квартиру в офис площадью 4,7 тыс. кв. м в башне по проекту архитектурного бюро Захи Хадид, открытие которой должно состояться в 2024 году. В последние годы Christie’s утверждал, что покупатели из США, Европы и Азии генерировали приблизительно по трети его продаж. Однако в первом полугодии 2021 года клиенты из Азии потратили более $1 млрд, что составляет рекордные 39% оборота аукционного дома.

На фоне стремительно растущего спроса со стороны коллекционеров из Азии не остался в стороне и Phillips — теперь он проводит в Гонконге совместные торги с Poly Auction, китайским аукционным домом в государственной собственности. Sotheby’s перевел в Гонконг главу отдела современного искусства Алекса Бранчика из Лондона и специалиста по NFT Макса Мура из Нью-Йорка, чтобы они занимались наращиванием объема продаж.

По данным рейтинга самых богатых людей мира Forbes — 2021, в марте в Китае было 626 миллиардеров, что на 62% больше, чем в 2020 году. Если прибавить к ним 71 миллиардера из Гонконга (плюс еще 1 из Макао), выходит, что в Большом Китае всего лишь на 26 миллиардеров меньше, чем в США. А еще есть Япония (49), Тайвань (47), Южная Корея (43) и Сингапур (27). Согласно оценке Всемирного банка, в 2021 году ВВП Китая вырастет на 8,5%.

Коллекционеров из Азии больше всего интересует зарубежное современное искусство, в особенности произведения пользующихся спросом восходящих звезд. Доказательством тому служат случаи, когда произведения продаются за суммы, в разы превышающие эстимейт, как было с купленными в этом году в Гонконге портретом 2018 года кисти ганского художника Амоако Боафо за $1,1 млн и абстрактной работой 2019 года британско-нигерийской художницы Джаде Фадоджутими за $730,7 тыс. Почему покупатели из Азии платят за подобные работы вдесятеро дороже их галерейной цены? «Дело в желании приобрести таким образом западный стиль жизни. Многие хотят этого и не готовы откладывать. Если они достаточно богаты, зачем им становиться в лист ожидания западных галерей? — говорит Браун, добавляя, что эти суммы в целом отражают высокий ценовой уровень гонконгских аукционов. — В Азии более развита спекулятивная культура риска… они хотят делать на искусстве деньги».

Кроме того, эти коллекционеры из Азии, как правило, моложе западных коллег. «Это представители поколения 30–40-летних, иногда даже 20-летних», — рассказывает Юки Терасе, бывшая глава отдела современного искусства Sotheby’s в Азии, недавно покинувшая аукционный дом после десятилетия работы над расширением его клиентской базы. По ее мнению, новая волна коллекционеров из Азии делится на две категории. «Часть из них — добившиеся всего самостоятельно деятельные предприниматели, например IT-миллиардеры, другие — богатые во втором или третьем поколении. Искусство — это трофеи, которыми они хвастают в социальных сетях. Им нужны новые имена. Они хотят позиционировать себя открывателями молодых талантов», — считает Терасе.

Коллекционеры из Азии находят, покупают и выкладывают эти трофеи главным образом при помощи мобильных телефонов. Дорогостоящие произведения искусства регулярно приобретаются без офлайн-просмотра на прямых трансляциях аукционов и онлайн-торгах, а также у дилеров через Instagram. «Они используют для общения телефон. Не думаю, что они сидят перед компьютерами или ноутбуками. У меня даже нет электронных адресов большинства из них», — рассказывает Терасе. Молодые и очень занятые азиатские коллекционеры задолго до пандемии привыкли покупать искусство, которое никогда не видели вживую.

Тот факт, что ориентированные на цифровые технологии коллекционеры, по-видимому, все меньше нуждаются в физическом взаимодействии с искусством, может оказать серьезное влияние на само искусство. Если искусство — это всего лишь jpeg, которым можно похвалиться на экране телефона, то какой смысл в дорогих физических пространствах галерей и аукционных домов? Например, NFT прекрасно подходят для культуры коллекционирования, в которой физическое существование предмета коллекционирования рассматривается, скорее, как неудобство.

«Азиатские коллекционеры активно используют криптотехнологии, и им близки цифровое искусство и NFT, — объясняет Дэниел Лангер, преподаватель стратегий в секторе роскоши в Pepperdine Graziadio Business School в Лос-Анджелесе. — Это часть более широкого тренда элитного коллекционирования и инвестиций, характерного для поколения Z. Цифровое искусство легко хранить и продавать».

С точки зрения аукционных домов и галерей, гигантский рынок, который представляет собой Азия, и в частности Китай, практически лишен недостатков — особенно пока они думают о повышении прибылей, а не о демократии, правах человека и использовании Китаем «отвлекающего» капитализма.

«В Китае и в целом в Азии традиция коллекционирования искусства куда древнее, чем на Западе. Коллекционирование искусства всегда было способом демонстрировать богатство и накапливать богатство — два аспекта, в которых остро нуждается новый средний класс Китая», — объясняет художник Ай Вэйвэй, бесстрашный критик авторитарного режима в родной стране. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+