18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерская Боттичелли в роли лаборатории новаций и идей

№95
Материал из газеты

Музей Жакмар — Андре представляет самого популярного мастера итальянского Кватроченто Сандро Боттичелли как успешного предпринимателя и талантливого дизайнера

Куратор выставки работ одного из самых известных мастеров итальянского Возрождения Сандро Боттичелли в Музее Жакмар — Андре Ана Дебенедетти сосредоточила свое внимание на «художнике в роли дизайнера» и функции его мастерской как «лаборатории идей».

Эта выставка дает зрителю возможность заново оценить знаковые работы Боттичелли в контексте популярных серий и «спин-оффов», которые создавали его одаренные подмастерья. К 1470-му, за годы до того, как Боттичелли создал «Весну» (1477–1478) и «Рождение Венеры» (1482–1483) (обе хранятся в Галерее Уффици и не предоставляются на выставки в других музеях), его мастерская уже активно работала и считалась одной из лучших во Флоренции. Так что, хотя обе эти вершины художественного мастерства несут на себе печать индивидуального таланта Боттичелли, к их созданию, несомненно, приложили руку и его подмастерья.

В выставку вошло множество ключевых работ мастера, в том числе «Мадонна с книгой» (1480, Музей Польди-Пеццоли в Милане) и «Прекрасная Симонетта» (около 1480, Штеделевский институт во Франкфурте-на-Майне), демонстрирующих все характерные черты произведений, которые дают основания приписывать их самому Боттичелли.

Экспозиция погружает посетителей в художественную атмосферу Флоренции XV века и показывает мастерскую художника «не только как физическую организацию в смысле мастера и его помощников, но и как особую творческую установку, когда вы адаптируете и изобретаете в границах очень узкого репертуара форм, например в сфере религиозных образов», — объясняет Дебенедетти. Парижская выставка исследует «восторг воспроизведения мотивов в живописи». Две чувственные «целомудренные Венеры» проиллюстрируют еще одну стратегию боттичеллиевской мастерской: мотивы одних работ — в данном случае «Рождения Венеры» — брались и превращались в очень удачные образы в совершенно другой форме, вне связи с оригинальным контекстом.

Сегодня исследователям известны имена некоторых из подмастерьев Боттичелли, однако, по словам куратора выставки, «очень трудно связать эти имена с конкретными произведениями, ведь от подмастерьев требовалось выполнять указания и никоим образом не выделяться». Тем не менее на выставке сделана попытка назвать ряд имен на основании архивных документов и, например, с осторожностью предположить, что подмастерьем, известным как Мастер готических зданий, был Якопо Фоски.

Еще одна удача — включение в экспозицию алтарного образа Боттичелли «Коронование Богоматери» (около 1492), предоставленного Художественным музеем Басс в Майами-Бич. Картина, которая прежде не экспонировалась в Европе, воссоединилась с четырьмя панелями своей пределлы, выполненными Якопо Фоски.

Как же Боттичелли удалось выработать свой фирменный стиль — одновременно утонченный и индивидуальный, но при этом гибкий, применимый и к живописи, и к изящному дизайну вышивок, шпалер и инкрустаций? Выставка отвечает на этот вопрос, прослеживая эволюцию стиля Боттичелли от ранних работ к поздним. 

Музей Жакмар — Андре
«Боттичелли. Художник и дизайнер»
До 24 января 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+