18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последствия записки, найденной в голове

№95
Материал из газеты

Биография Луисы Рольдан, женщины-скульптора из Испании XVII века, буквально на глазах обретает явственные очертания. Благодаря книге, написанной Кэти Холл ван ден Элсен и ставшей первой в серии «Просвещенные женщины-художники»

Самым первым документом с упоминанием Луисы Рольдан (1652–1706) в качестве автора произведения была записка, обнаруженная в полой голове деревянной скульптуры Ecce Homo («Се Человек») (1684) в ходе реставрации в 1980-е годы. В записке сообщалось следующее: «Эта работа создана руками высокочтимого художника доньи Луисы Рольдан и ее мужа Луиса Антонио де лос Аркоса, которые просят тех, кто читает это послание, помолиться Господу о помиловании их душ».

Резная фигура, изображающая мучения Христа, была создана в период становления Рольдан как самостоятельного мастера — после того, как она покинула скульптурную мастерскую отца в Севилье и открыла собственную в Кадисе (позже у нее были мастерские в Андалусии и в Мадриде). В первой на английском языке монографии о Луисе Рольдан, написанной Кэти Холл ван ден Элсен, содержится не только рассказ об этой работе и о найденной записке — в ней воспроизведено еще и прошение 19-летней Луисы, адресованное церковным властям, о позволении выйти замуж против воли отца.

Загадочные обстоятельства ее замужества лишь подчеркивают сложность задачи, стоявшей перед автором книги. О личной жизни Рольдан известно столь же мало, сколь о ее творчестве. О том, что скульптуры из поли­хромного дерева и терракоты выполнены именно ею, можно лишь догадываться, читая между строк контракты, подписанные ее отцом, и выискивая намеки на участие Луисы и двух ее сестер-скульпторов. По тому же принципу составлены и более поздние контракты о совместной работе, подписанные ее мужем. Сама Рольдан редко подписывала свои произведения.

А вот информацию о ее отце, Педро Рольдане, найти в архивах было не так уж сложно, поэтому в книгу включена целая глава, посвященная его работам. Она дополнена другими главами, где предъявлены результаты кропотливых исследований и проведена тщательная пере­оценка работ, атрибутированных Луисе. Но предстоит сделать еще многое, и монография лишь стимулирует дальнейшие исследования. Хотя каталог дошедших до нас работ Рольдан время от времени пополняется (в приложении к книге есть перечень произведений, находящихся в государственных и церковных коллекциях), ее биография все же остается туманной.

Есть одна сторона жизни Луисы Рольдан, которая прежде почти не обсуждалась и не очень принималась во внимание, — это значение гендера в ее карьере. И в нынешней книге об этом говорится недостаточно, даже несмотря на то, что она открывает новую серию «Просвещенные женщины-художники», отвечающую, как отмечает редактор книги Эрика Гаффни, широкому общественному интересу к «художницам, которые были почти забыты для истории». Со временем должны выйти монографии о 15 художницах эпохи Возрождения и барокко, среди них Клара Петерс и Хосефа де Обидос. Добавим, что Рольдан — единственный скульптор и одна из немногих испанских художниц в этой серии.

Хотя ее фигура в истории искусства стоит несколько обособленно, созданные Рольдан скульптуры из терракоты и полихромного дерева вызывают все больший интерес. За последние пять лет их приобрели Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей скульптуры в Вальядолиде и Музей изящных искусств Севильи. «На арт-рынке, несомненно, еще будут появляться ее неизвестные работы и новые биографические документы, — пишет Холл ван ден Элсен. — Мы намерены и дальше способствовать пониманию того, что Луиса Рольдан — важное явление в испанской истории». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+