Самым первым документом с упоминанием Луисы Рольдан (1652–1706) в качестве автора произведения была записка, обнаруженная в полой голове деревянной скульптуры Ecce Homo («Се Человек») (1684) в ходе реставрации в 1980-е годы. В записке сообщалось следующее: «Эта работа создана руками высокочтимого художника доньи Луисы Рольдан и ее мужа Луиса Антонио де лос Аркоса, которые просят тех, кто читает это послание, помолиться Господу о помиловании их душ».
Резная фигура, изображающая мучения Христа, была создана в период становления Рольдан как самостоятельного мастера — после того, как она покинула скульптурную мастерскую отца в Севилье и открыла собственную в Кадисе (позже у нее были мастерские в Андалусии и в Мадриде). В первой на английском языке монографии о Луисе Рольдан, написанной Кэти Холл ван ден Элсен, содержится не только рассказ об этой работе и о найденной записке — в ней воспроизведено еще и прошение 19-летней Луисы, адресованное церковным властям, о позволении выйти замуж против воли отца.
Загадочные обстоятельства ее замужества лишь подчеркивают сложность задачи, стоявшей перед автором книги. О личной жизни Рольдан известно столь же мало, сколь о ее творчестве. О том, что скульптуры из полихромного дерева и терракоты выполнены именно ею, можно лишь догадываться, читая между строк контракты, подписанные ее отцом, и выискивая намеки на участие Луисы и двух ее сестер-скульпторов. По тому же принципу составлены и более поздние контракты о совместной работе, подписанные ее мужем. Сама Рольдан редко подписывала свои произведения.
А вот информацию о ее отце, Педро Рольдане, найти в архивах было не так уж сложно, поэтому в книгу включена целая глава, посвященная его работам. Она дополнена другими главами, где предъявлены результаты кропотливых исследований и проведена тщательная переоценка работ, атрибутированных Луисе. Но предстоит сделать еще многое, и монография лишь стимулирует дальнейшие исследования. Хотя каталог дошедших до нас работ Рольдан время от времени пополняется (в приложении к книге есть перечень произведений, находящихся в государственных и церковных коллекциях), ее биография все же остается туманной.
Есть одна сторона жизни Луисы Рольдан, которая прежде почти не обсуждалась и не очень принималась во внимание, — это значение гендера в ее карьере. И в нынешней книге об этом говорится недостаточно, даже несмотря на то, что она открывает новую серию «Просвещенные женщины-художники», отвечающую, как отмечает редактор книги Эрика Гаффни, широкому общественному интересу к «художницам, которые были почти забыты для истории». Со временем должны выйти монографии о 15 художницах эпохи Возрождения и барокко, среди них Клара Петерс и Хосефа де Обидос. Добавим, что Рольдан — единственный скульптор и одна из немногих испанских художниц в этой серии.
Хотя ее фигура в истории искусства стоит несколько обособленно, созданные Рольдан скульптуры из терракоты и полихромного дерева вызывают все больший интерес. За последние пять лет их приобрели Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей скульптуры в Вальядолиде и Музей изящных искусств Севильи. «На арт-рынке, несомненно, еще будут появляться ее неизвестные работы и новые биографические документы, — пишет Холл ван ден Элсен. — Мы намерены и дальше способствовать пониманию того, что Луиса Рольдан — важное явление в испанской истории».