Многим памятна книга «Железная дорога: искусство в век пара», выпущенная 13 лет назад издательством Yale University Press и приуроченная к музейному туру одноименной выставки по США и Великобритании. Теперь Национальный железнодорожный музей, расположенный в британском Йорке, издал собственный широкоформатный альбом «Железные дороги: история в рисунках» с включенными в него 300 цветными иллюстрациями, большинство которых почерпнуто из бездонных музейных архивов.
Рисунки были подобраны самим автором — Кристофером Валкойненом, музейным архивистом из Йорка. На них изображены паровозы, карты, вокзалы и многое другое, что составляет увлекательный мир железных дорог. Сопроводительные тексты преподносят обилие тематической информации, часть которой окажется новой даже для знатоков этого вида транспорта.
Наибольшее внимание здесь уделено локомотивам — о них повествуют 36 из 108 глав книги. Понятно, что в первую очередь издание предназначено любителям поездов и вообще тем, кто интересуется историей вопроса. Рисунки же представляют собой еще и художественную ценность; как заявлено в аннотации на обложке, они «являются законченными произведениями искусства, созданными профессиональными художниками, и могут восприниматься сами по себе». Все изображения воспроизведены крупно, так что на них можно рассмотреть множество деталей — от устройства сантехники в личном вагоне королевы Виктории до расположения лифтов в доме начальника железнодорожной станции Лиминг-Бар в Йоркшире.
Имеются в книге увлекательная глава о паровозах, построенных в Великобритании («мировой кузнице железных дорог») для зарубежных заказчиков, и глава, посвященная работе железной дороги в военное время, из которой мы узнаем, в частности, что два грозных британских бронепоезда периода Первой мировой войны носили игривые имена «Норма» и «Элис».
А вот железнодорожным вокзалам и другим архитектурным формам почему-то отведено периферийное место. В краткой последней главе «Строительство железных дорог» рассказывается о нескольких вокзалах. Сюда, например, включены иллюстрированные описания величественного, возведенного в античном стиле вокзала на Керзон-стрит в Бирмингеме и впечатляющего вокзала Ватерлоо в Лондоне, перестроенного в начале ХХ века. Еще встречаются описания двух мостов, одного виадука и одного туннеля — и на этом всё. Похоже, таким образом отражается традиционное безразличие энтузиастов железных дорог к архитектуре станций.
Досадно к тому же, что издание слабо оснащено вступительными материалами и справочным аппаратом. В остальном же это превосходная и очень познавательная книга — можно надеяться, первая в ряду дальнейших подобных изданий музея в Йорке. Учитывая популярность темы, рынок такого рода книг должен только расти.