Американский саунд-художник Билл Фонтана еще до завершения восстановительных послепожарных работ хочет вернуть Нотр-Даму его внутренний голос. Фонтана ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами, и планирует транслировать их в прямом эфире в Институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM) в Париже в июле следующего года. Это должна быть мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама».
«Колокола непрерывно вибрируют. Это словно дух, живущий в Нотр-Даме, — рассказал Фонтана в интервью The Art Newspaper. — Когда мне посчастливилось побывать на его колокольнях, добраться до самого старого и большого колокола под названием „Эмманюэль“, установить на него датчики и послушать, что происходит внутри него, я осознал, что слышу звук, который, по всей вероятности, никто до меня не слышал, — звук, который этот колокол издает непрерывно с того момента, когда его отлили».
Художник тесно сотрудничает с упомянутым IRCAM, входящим в структуру Центра Помпиду, а также с исследовательской группой по изучению акустической истории собора. Связан он и с проектом «У прошлого есть уши», посвященным акустическому культурному наследию, и с «Друзьями Нотр-Дама». Художник добавляет: «Если мой проект окажется успешным, он отправится путешествовать по миру и поможет собрать средства на реставрацию».
Чтобы записать «голос» собора, Фонтана установил на колокол «Эмманюэль» акселерометр. Прибор измеряет низкочастотные вибрации колокола в ответ на окружающую среду, которые затем можно отрегулировать до воспринимаемого человеческим ухом диапазона. «Эмманюэль» — старейший из десяти колоколов собора. Он был отлит по указу короля Людовика XIV в 1681 году, звучит в тоне фа-диез и считается одним из самых мелодичных в Европе. «Эмманюэль» оказался единственным колоколом Нотр-Дама, пережившим Великую французскую революцию (остальные переплавили на пушечные ядра), и первым, возвестившим об освобождении Парижа от власти нацистов.
Фонтана планирует установить датчики и на остальные девять колоколов, заново отлитых и замененных в 2013 году. Некоторые из них висят на гораздо более высоких ярусах колокольни, поэтому для того, чтобы добраться до них, требуется специальное снаряжения. «Возможно, в каких-то ситуациях придется нанять промышленного альпиниста, ведь мне все же 74 года», — говорит Фонтана, хотя возраст, похоже, не мешает ему погружаться в смелые проекты, и он по-прежнему в неплохой физической форме.
Художнику предстоит разработать техническое решение, «которое позволит установить датчики на остальные колокола, оборудовать беспроводную сеть и передавать все эти данные». Еще одна его идея — создать версию для трансляции на открытом воздухе. Фонтана говорит, что, если к следующей весне удастся оборудовать сеть для передачи данных, он «очень хотел бы установить на один день свое аудиопроизведение на площади у Нотр-Дама» — 15 апреля, к годовщине пожара.