18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Фонд «Свет» поддержит грантами инклюзивные программы в музеях

Благотворительный фонд Александра Светакова запустил грантовый конкурс «Без исключения» для поддержки и развития инклюзивных практик в государственных музеях федерального и регионального подчинения, расположенных в Москве

Победителями конкурса «Без исключения» станут три федеральных, больших музея, которые смогут получить грант размером до 10 млн руб., и десять музеев субъектного (городского) подчинения, которые получат до 3 млн руб. Пока что к участию приглашаются только московские институции; через год будут запущены гранты и для региональных музеев.

Конкурс проводит благотворительный фонд «Свет», у которого уже есть опыт в этой сфере. «На протяжении многих лет фонды „Свет“ и „Абсолют-Помощь“ (оба основаны бизнесменом и филантропом Александром Светаковым. — TANR) инициируют и поддерживают разные социальные проекты, но все они объединены философией инклюзии. С 2018 года мы выступаем стратегическими партнерами программы „Доступный музей“ ГМИИ им. А.С.Пушкина. Многие музеи искренне стремятся открыть свои двери для каждого посетителя, и наша задача — помочь им в этом», — рассказала Анна Скоробогатова, исполнительный директор упомянутых фондов. На пресс-конференции, посвященной началу конкурса, она привела шокирующие с точки зрения современной этики цифры: более 70% учреждений культуры в России не адаптированы к посещению людьми с физическими и ментальными особенностями, а безбарьерная среда есть только в 15% московских музеев. При этом, по ее словам, запрос на доступность культурной среды огромен: беспомощными в музеях у нас нередко оказываются не только инвалиды, но и матери с маленькими детьми и пожилые люди.

Исходя из современных обстоятельств, перечень проектов, которые могут быть заявлены музеями на конкурс, сформулировали очень широко, так как одни учреждения только начинают заниматься темой инклюзии, а другие в ней уже продвинулись. Музеи получают возможность попросить помощи как на проведение предварительного исследования собственной доступности для инвалидов и обучение работников корректному взаимодействию с людьми с инвалидностью, так и на более конкретные цели, в том числе приобретение технических средств доступности (лифты, пандусы и так далее), создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком.

«Инклюзивная работа находится в настоящий момент в процессе институционализации. Среди музейных профессионалов уже сформирован запрос, проект очень своевременный», — считает Евгения Киселева, одна из экспертов конкурса, куратор программы «Доступный музей» ГМИИ им. А.С.Пушкина. Этот музей сейчас находится буквально на передовой инклюзии.

Важно, что к оценке проектов привлечены эксперты с инвалидностью, которые, как никто иной, могут оценить их качество и полезность. Среди них, например, руководитель организации глухих экскурсоводов «Жест в музее» Светлана Бобкова, эксперт в сфере невизуальной доступности, соавтор актуальной редакции российского стандарта по доступности цифрового контента Анатолий Попко.

Заявки на конкурс «Без исключения» принимаются на грантовой площадке фонда Александра Светакова «Свет» до 30 ноября; там же податели заявок могут получить консультации и помощь. Итоги будут подведены в январе 2022 года. Старт проектов-победителей возможен с 1 марта.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+