Компания Fuelarts провела первый демодень для инвесторов; по сути это был онлайн-выпускной для четырех стартапов в области искусства и технологий, которые прошли усиленный курс подготовки в период пандемии.
Два года назад Денис Белькевич, арт-экономист и приглашенный преподаватель в Институте Sotheby’s в Нью-Йорке, в прошлом автор нашего издания и управляющий директор ярмарки современного азиатского искусства GAAB в Варшаве, вместе с профессором Института Sotheby’s в Нью-Йорке и арт-инвестором Роксанной Зарнегар основал в США первый в своем роде акселератор для технологичных стартапов в области искусства и арт-рынка.
Презентация проекта состоялась осенью 2019 года в Монако на конференции Deloitte Art & Finance. Хотя в Америке практика инкубаторов и акселераторов (различные форматы выращивания, поддержки и доработки технологичных бизнес-проектов) широко распространена, ниша специализированной программы, которая работает только со стартапами в области Art+Tech, оставалась незанятой. Часто бизнес-инкубаторы возникают на базе крупных образовательных учреждений в партнерстве с профильными корпорациями (условно говоря, банки поддерживают финансовые стартапы, IT-компании — в сфере хайтека). Получалось, что у различных институций из мира искусства, будь то музеи или аукционные дома, таких программ поддержки стартапов просто не было, а обычные инкубаторы и акселераторы плохо представляли себе специфику мира искусства и не имели возможности выйти на коллекционеров, гигантов арт-рынка и других экспертов или потенциальных инвесторов из этой сферы.
Fuelarts стал первым акселератором такого рода и возник очень вовремя, буквально на пороге пандемии, которая в силу всеобщего перехода в интернет способствовала очередному буму стартапов и росту интереса к применению современных технологий в мире искусства. Показателем успеха проекта Белькевича и Зарнегар стало то, что этой осенью Fuelarts удалось привлечь первые $500 тыс. на развитие стартапов в сфере искусства и технологий. Среди инвесторов первого раунда финансирования — основательница венчурного фонда Amedeo Global Катя Коэн (Дорожкина), а также ряд арт-институций и коллекционеров, которые пожелали остаться неизвестными.
Как отмечает Белькевич, согласно исследованию Fuelarts, за 2020–2021 год инвесторы вложили в стартапы именно в сфере Art+Tech около $380 млн, а это половина от общего объема инвестиций в индустрию за последние 20 лет ($640 млн). Здесь свою роль сыграла и активность на арт-рынке новой группы коллекционеров, представителей поколения Z; часто это молодые азиатские финансисты и предприниматели, а также криптоинвесторы. С этим же можно связать и невероятный успех NFT-искусства на традиционных аукционах и рост числа NFT-маркетплейсов. Об этих тенденциях, а также о сложностях и рисках, связанных с приходом блокчейна и NFT в мир искусства, говорили участники демодня для инвесторов 28 октября. В дискуссии, помимо основателей Fuelarts Дениса Белькевича и Роксанны Зарнегар, приняли участие инвестор Катя Коэн и Наташа Роттман Лё Таннёр, которая стояла у истоков платформы для цифрового управления коллекцией Collectrium. Считается, что это один из самых успешных кейсов в области искусства и технологий (основанную в 2009-м платформу аукционный дом Сhristie’s приобрел в 2015-м за сумму от $16 млн до $25 млн, по данным Artnet).
Итак, первый набор акселератора Fuelarts (его еще называют «батч») пришелся на непростые времена. Пандемией продиктована специфическая бизнес-модель работы со стартапами, когда Fuelarts обеспечивал сопровождение каждого проекта двумя-тремя менторами. Денис Белькевич взял на себя функции генерального директора акселератора, а Роксанна Зарнегар выступила также в роли одного из менторов, поскольку обладает уникальным для арт-рынка опытом: ранее она была исполнительным директором аукционного дома Christie’s в Америке, затем занимала должность вице-президента крупнейшей онлайн-платформы Artnet. Если посмотреть на board — совет директоров — каждого стартапа, то там также будут люди из команды Fuelarts, которые отвечают за техническую поддержку, дизайн-разработку, коммуникации и прочее. «За счет известных и опытных менторов с серьезной репутацией на арт-рынке и в мире инвестиций и финансов Fuelarts становится своеобразной сертификацией проектов сферы искусства и технологий», — поясняет Зарнегар.
В результате участниками первого батча стали четыре стартапа; во главе трех стоят российские предприниматели, а основатели еще одного — с Украины. Некоторые стартапы в ходе акселерации прошли через «пивот» — изменение курса развития проекта в силу изменений на рынке. Так, Artherium Павла Рабчевского был задуман как стартап, который будет токенизировать материальное искусство, но в результате трансформировался в платформу, объединяющую все NFT коллекционера в одно портфолио и показывающую индекс капитализации коллекции и активности художников. Этот стартап получил $50 тыс. инвестиций от самого Fuelarts.
Следующей с трехминутной презентацией своего стартапа перед инвесторами выступила украинский предприниматель Анастасия Глебова. Она рассказала о проекте V-Art — онлайн-инструменте для демонстрации, продажи и коллекционирования цифрового искусства. Компания, которая недавно привлекла $150 тыс. инвестиций и грантов и запустила новый NFT-маркетплейс, видит свою задачу также в создании экосистемы для глобального рынка цифрового искусства и деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в этой области.
Абсолютное дитя пандемии, проект Freshortrash Ксении Зайцевой — это международная бартерная платформа по обмену вещей и услуг на предметы искусства.
Единственной участницей с собственным опытом на арт-рынке оказалась Алина Крюкова, владелица московской галереи a-s-t-r-a. Ее проект Sarturn — платформа для инвестиций в карьеры художников в игровой форме. Его отправной точкой стало желание адаптировать привычные инструменты арт-рынка, практику работы галерей с современными художниками к запросам и нуждам коллекционеров поколения Z. Они хотят большей прозрачности цен и возможности контролировать собственные художественные активы, а галереи, в свою очередь, стремятся снизить расходы и найти новых покупателей в условиях пандемии. Приложение Sarturn — это возможность для галеристов взаимодействовать с «зеттерами» через геймификацию. Пользователю предлагается, грубо говоря, «прокачать» художника как тамагочи или героя компьютерной игры, вложившись в него, а затем наблюдать, как его успехи на арт-рынке приносят дивиденды. Эта идея и ее реализация также отмечены $50 тыс. инвестиций от Fuelarts.
Прием заявок на новый этап акселерации начнется в декабре 2021 года, но следующий батч будет состоять из двух частей: платная онлайн-преакселерация («от идеи до прототипа») длиной в месяц и основной батч («от прототипа до mvp — минимально жизнеспособного продукта») в течение трех месяцев, а участие в последнем предполагает, что Fuelarts получает 10%-ную долю в будущей компании.