Внешность обманчива. В следующий раз, глядя на смотрителя в музее, не думайте, что он непременно следит за вами. Быть может, на самом деле он изучает произведения искусства на стенах. Бывший юрист и специалист по страхованию из Америки Нил Ректор, собравший одну из самых впечатляющих коллекций советских нонконформистов, включающую знаковые работы Олега Васильева (1931–2013), Ильи Кабакова (р. 1933), Виталия Комара (р. 1943) и Александра Меламида (р. 1945), Александра Косолапова (р. 1943), вспоминает, что подработка смотрителем в галерее повлияла на его формирование как коллекционера. Годы спустя ему захотелось воспроизвести этот опыт существования среди искусства.
Нил Ректор
Основатель Rector & Associates, Inc; коллекционер
1958 родился в Северной Каролине, США
Живет в городе Колумбус в штате Огайо
Образование
1980 Университет Уэйк-Форест, бакалавр экономики и английского языка
1983 Юридический факультет УниверситетаСеверной Каролины, доктор юридических наук
Карьера
1983–1988 партнер в юридической фирме Vorys, Sater, Seymour and Pease LLP
1988–1991 заместитель директора Департамента страхования Огайо
1999 основал консалтинговую фирму в области страхования Rector & Associates, Inc, где остается старшим косультантом
С конца 1990-х собирает послевоенное и современное искусство России, Словении и других стран
С 2012 член Фонда друзей Эрмитажа
Входит в число основателей комитета русского искусства в Тейт Модерн (Лондон)
Выставки произведений из его коллекции прошли в Художественном музее города Колумбус в Огайо (2017) и Колумбийском художественном музее в Южной Каролине (2021)
Ректор пришел к русскому современному искусству через оп-арт. Его особенно интересовало творчество американского художника польского происхождения Джулиана Станчака (1928–2017) и то, что его вдохновляли не только немецкий Баухаус и нидерландская группа De Stijl, но и русский авангард. Это привело коллекционера к вопросу: каким образом эти же истоки проявились и развились в русском современном искусстве послевоенной эпохи? Так он пришел к московскому концептуализму и к тому, что часто называют «вторым авангардом».
Нил Ректор родился в Северной Каролине в семье военного и провел детство в переездах. Он разговаривает тихо и без напора и относится к категории коллекционеров, которые, в отличие от шумных экстравертов, предпочитают оставаться в тени, за кулисами.
Этим летом в Колумбийском художественном музее с успехом прошла выставка произведений из коллекции Ректора The Ironic Curtain: Art From the Soviet Underground (название можно перевести как «Занавес иронии. Искусство советского андерграунда», оно обыгрывает сходство английских слов iron — «железный» и ironic — «ироничный»). Задача проекта — не только и не столько воздать дань его коллекции, сколько привлечь внимание американской публики к русскому искусству. И это выставке удалось с лихвой. «По-моему, все, начиная с музейных директоров, были поражены тем, как живо люди реагируют на произведения. Но, полагаю, в этом нет ничего удивительного. В конце концов, если произведение находит отклик в моей душе — человека, никак не связанного с Россией, то почему бы ему не найти отклик в душах других людей?» Это уже вторая выставка русского искусства из его коллекции; первая состоялась в 2017 году в городе Колумбус в Огайо и получила название «Красный горизонт» по одной из самых известных картин Эрика Булатова (она входит в собрание Музея искусства авангарда (MAGMA), в коллекции Ректора находится ее карандашный набросок).
У коллекционирования искусства есть определенные этические аспекты, нечасто становящиеся предметом обсуждения, но Нил Ректор открыто говорит о собственных сомнениях. Этично ли инвестировать в искусство, когда на свете существует столько насущных проблем? Для Ректора коллекционирование — это способ сохранить и защитить произведение. Искусство нонконформистов десятилетиями оставалось подпольным и обладало ничтожно низкой рыночной стоимостью еще довольно долго после падения Советского Союза, поэтому такой подход к защите художественного наследия действительно помогал ему выжить.
Коллекция советского нонконформизма — как живописи, так и фотографии — не единственное собрание Ректора такого рода. У него есть подборки произведений словенского коллектива NSK (Neue Slowenische Kunst, «Новое словенское искусство»), процессуально-ориентированной современной фотографии и остросоциальной фотографии авторства небелых женщин. Все эти сферы коллекционирования сейчас находятся в тени, вдалеке от блеска современного арт-рынка. Он также обладает значительным собранием произведений на бумаге знаменитых мейнстримных авторов и отлично разбирается в рынке современного искусства, что дает ему уникальное видение материала.
Ректор связывает огромный разрыв между рынком российского и американского современного искусства с геополитикой — как прошлого, так и современной. «Думаю, в числе основных причин — разъединенность Востока и Запада в советский период; из-за нее творчество нонконформистов не было встроено в более широкий контекст арт-рынка своего времени. И разумеется, продолжающиеся политические сложности и напряженность постсоветской эпохи», — говорит коллекционер. И хотя прочный устоявшийся рынок нонконформистского и русского современного искусства до сих пор отсутствует, Ректор находит основания для оптимизма в том, что международные музеи исследуют, заново оценивают и приобретают его. В числе таких инициатив он называет REEAC (Russia & Eastern Europe Acquisitions Committee, Комитет по приобретению искусства России и Восточной Европы) в Тейт Модерн, в учреждении которого он принимал участие, программу C-MAP (Contemporary and Modern Art Perspectives, «Перспективы современного искусства и модернизма») нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) и недавние приобретения Центра Помпиду. «Музеи намного опережают коллекционеров… Однажды коллекционеры проснутся и осознают то, что уже известно ведущим музеям мира: насколько важно это искусство и насколько редки его знаковые произведения», — говорит он.
В коллекции Ректора есть целый ряд таких знаковых работ, в том числе первая версия диптиха Комара и Меламида «Портрет жен» (1972), с которого началось сотрудничество художников в формате дуэта и который можно считать одним из первых произведений соц-арта. Кроме того, ему принадлежит подборка живописи покойного Олега Васильева. Любимая работа Ректора — «Из прошлого» (1994), основанная на «Бабушкином саде» Василия Поленова, знаменитой картине XIX века, в советские времена чуть ли не украшавшей коробки конфет и включенной в школьные учебники. Творчество Васильева еще предстоит полностью переоценить; что касается арт-рынка, то пока его место в иерархии московского концептуализма недостаточно высоко — как в России, так и за рубежом (интересно, получит ли этот художник статус великого непонятого гения, Эль Греко в мире русского современного искусства?). Ректор особо подчеркивает техническое мастерство Васильева и, в еще большей степени, способность его искусства заставлять, по выражению коллекционера, «заглянуть в себя и задуматься».
Впервые опубликовано на английском языке в Russian Art Focus (№ 34, сентябрь 2021 года)