18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Критик Федор Ромер умер от ковида

Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках

Филолог по образованию, окончивший МГУ со специализацией на Василии Розанове, Александр Панов появился в московском арт-сообществе в середине 1990-х. Ему нравилось стилизовать себя под нигилиста XIX века: длинные волосы, суконная тужурка, намеренно архаичный стиль. Свой псевдоним — Федор Ромер — он тоже нашел в прошлом, ему казалось правильным зваться именем забытого русского писателя XIX века. Но при этом его статьи о выставках и художниках, которые он начал публиковать в «Независимой газете», отвечали нерву эпохи перемен. Он сдружился с самыми авангардными людьми — писал тексты для галереи XL, позже активно участвовал в деяниях Николая Полисского и фактически написал для него идеологическую программу проекта «Никола-Ленивецкие промыслы», где соавторами современного художника выступают крестьяне — тут тоже были отсылки к российской истории народничества и художественных артелей. Кстати, именно он придумал название «Архстояние» для фестиваля в Никола-Ленивце, который теперь стал знаменитым.  Александр Панов принимал участие во многих проектах: например, был сокуратором Ширяевской биеннале под Самарой и сам курировал выставки.  Его героями становились самые разные художники — от буйных акционистов до тихих метафизиков;  в его статьях можно найти весь спектр современного русского искусства — от Олега Кулика до Хаима Сокола.

Александру Панову нравилось быть радикалом, отстаивать не самые популярные в художественной среде идеи (например, он был ярым поклонником Александра Проханова как писателя). Но, где бы ни работал критик Федор Ромер — а он писал для разных авторитетных изданий, от журналов «Артхроника» и «Итоги» до газеты «Коммерсантъ» и «Новой газеты», — читатели всегда получали образцы тонкого, иногда язвительного, блестящего письма, которое само по себе может быть культурной ценностью, даже если вы не согласны с автором в его взглядах.

В текст внесены изменения 3.11

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+