18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Уорхол и Поллок против Кабакова и Булатова на выставке в Берлине

№95
Материал из газеты

Этот проект в Мартин-Гропиус-Бау готовился к 30-летию со дня падения Берлинской стены, но открытие несколько раз откладывалось из-за пандемии. Наконец в выставочном центре собрано 125 произведений из коллекции Людвигов

На выставке показывают работы 80 художников, в числе которых Джо Баер, Эрик Булатов, Джаспер Джонс, Илья Кабаков, Ли Лозано, Наталья Нестерова, Виктор Пивоваров, Джексон Поллок, Энди Уорхол, Хелен Франкенталер и Иван Чуйков.

Из окон восточного крыла Мартин-Гропиус-Бау, где кураторы Беньямин Доденхофф и Бригитте Францен разместили выставку, видны одновременно специально сохраненный фрагмент Берлинской стены (она проходила буквально в нескольких метрах от здания, блокируя главный вход в него) и музей «Топография террора», рассказывающий о злодеяниях нацистов. Эта мизансцена задает пространство истории ХХ века, важной частью которой была холодная война между Востоком и Западом.

Название проекта в вольном переводе на русский язык может выглядеть так: «Заморозки и стужа». Все работы, представленные на выставке, происходят из коллекции Фонда Петера и Ирене Людвиг, которая насчитывает 14 тыс. произведений и размещается в 26 музеях на трех континентах. Людвиги собирали не только русский авангард и американский поп-арт, но также приобретали картины советских и американских современных художников начиная с 1950-х годов. Выставка демонстрирует, как искусство отражало противоречия между двумя социальными системами.

Западному пессимизму, хорошо заметному в «Портрете Кеннета Коха», где Алекс Кац изобразил закомплексованного рефлексирующего интеллигента, противостоит бодрая картина Юрия Королева «Космонавты». Полтора десятка молодых улыбающихся мужчин в скафандрах позируют явно для вечности. В крайнем случае — для постоянного показа трехметровой картины в городском Дворце культуры. Первый вариант этого сюжета находится в собрании Третьяковской галереи.

В качестве эмблемы выставки выбрана картина Роя Лихтенштейна «Безнадежно». В фирменном для этого художника жанре комикса изображена плачущая девушка, которая сожалеет о том, что «так это должно было начинаться, но это безнадежно». Конечно, художник издевается над сентиментальной героиней, живущей в мире навязанных массмедиа грез. Квадриптих Бориса Неменского «После войны. Женские судьбы» не в пример серьезнее и драматичнее. Но для создания выразительного образа достаточно одного центрального полотна. Этот трогательный женский портрет вместе с другой злой картиной Лихтенштейна — «Я знаю, каково тебе, Брэд…» — украсил обложку каталога выставки.

Впрочем, не все было так просто в то 30-летие. На излете социалистический реализм (не путать с соц-артом) становился все больше похож на классический поп-арт. В 1964 году Энди Уорхол создает одно из своих самых знаменитых произведений — «Элвис Пресли» («Одинарный Элвис»). Звезда рок-н-ролла изображена в роли ковбоя с выхваченным пистолетом из фильма «Пылающая звезда». Шелкография подразумевает тиражность, чтобы изображения Пресли стали предметом всеобщего поклонения. Портрет «Ленин» Дмитрия Налбандяна был написан в 1982-м. Он выглядит как не слишком умелая вариация работ Исаака Бродского. Но это не имеет значения. Стандартный портрет предназначен для копирования, тиражирования, распространения по красным и другим уголкам необъятной страны. И это роднит картину Налбандяна и шелкографию Уорхола, в доску социалистическое и насквозь западное искусство. 

Мартин-Гропиус-Бау
«The Cool and the Cold. Живопись США и СССР. 1960–1990»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+